Александра Ленских
Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы из опыта работы
«Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению»
Ленских Александра Владимировна,
Воспитатель,
Структурное подразделение Детский сад «Тополёк»
МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 12 «Родничок»,
г. Катайска
Текст публикации:
Публикация «Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния человека, поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей правильным способам коммуникативного общения.
Поступление в школу – важнейший момент в жизни детей и их родителей. Успехи в учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности ребёнка к обучению, а одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.
Наш детский сад работает по программе "Радуга". Один из разделов программы направлен на формирование у детей социально-коммуникативного развития, в котором реализуется и обогащается представление детей о людях, их взаимоотношениях, культуре общения со взрослыми и сверстниками, культуре поведения в общественных местах. Работа носит системный и комплексный характер.
А одним из главных условий полноценного речевого развития дошкольников, является организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ.
Таким образом, если мы научим детей общаться, познавать мир, взаимодействовать в социуме, научим правильно и хорошо говорить, то процесс обучения в школе будет более успешным.
Сейчас я подробно остановлюсь и расскажу об организации развивающей среды в своей группе "Звездочки".
При создании развивающей речевой среды я руководствовалась ФГОС и основными принципами: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, насыщенность.
В этом году я выбрала тему по самообразованию по развитию речи и поэтому, старалась чтобы речевая среда была полезна в работе, функциональна, чтобы реализовать все поставленные задачи.
Моя подготовительная группа называется "Звездочки". Название группы отражается по всему групповому пространству.
При встрече детей встречают улыбчивые звездочки, настраивают на положительный настрой и напоминают о вежливых словах.
Звездный небосклон. Все мои звездочки личности, они индивидуальны. В нашей группе есть звездный небосклон, на котором они и блистают. У каждой звездочки рано или поздно наступает звездный час, это достижение мы отражаем на стене успеха.
Звездочки копилки. У каждого ребенка есть своя звезда-копилка, которую дети изготовили сами. В течении недели ребята зарабатывают звездочки: своей работой на занятиях, за добрые дела, хорошее поведение. В конце недели подводится итог, объявляется "Звезда недели". Ей вручается медаль и небольшой подарочек. А ребятам, которые также старались, вручаются медали за старание, молодец и т. д.
Центр настроения. Наши звездочки приходят в детский сад с разным настроением и отражают его в уголке настроения, который также оформлен в звездном стиле.
Иногда, так случается, что наши звездочки ссорятся, и для того, чтобы их помирить у нас организован Центр примирения, картотека мирилок делает процесс примирения более интересным, а заучивание мирилок развивают речевую активность.
Игра, выступает как форма социализации ребёнка. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. В группе созданы следующие зоны для сюжетных игр, в которых находятся наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм.
- «Школа».
«Почта»
«Аптека»
«Кондитерская»
«Больница».
«Магазин».
«Салон красоты».
«Дом, семья».
Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.
Создание патриотического центра помогает мне познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами; с русскими народными промыслами и традициями. Уголок оснащен дидактическим пособиями и играми.
предполагает формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В группе находятся:
• макет перекрёстка;
• набор дорожных знаков, макет светофора;
• атрибуты инспектора ДПС;
• папки-передвижки;
• дидактические игры.
Для улучшения развития речи в своей группе я оформила речевой центр"Речевичок " и собрала для него необходимый материал. Уголок служит для обогащения активного словаря, звуковой культуры речи, развития связной (диалогической и монологической) речи, для формирования грамматического строя речи, обучения грамоте. В уголке имеются различные дидактические игры, Q игры и пособия. Все представленные пособия предназначены для обучения и закреплении речевого развития детей. Данный материал использую как на занятиях, в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей. Демонстрационный материал (картины, иллюстрации по всем лексическим темам, а также игры «Составь слово», «Азбука» «Каким бывает день?»"Найди букву", "Найди и прочитай", "Слова и слоги", "Звуковая карусель", лото, ребусы и др.
Мои дети очень любят когда им читают, многие умеют читать сами, поэтому в нашей группе есть "Библиотека". В соответствии с лексической темой недели я организую книжно-иллюстрированную выставку, это способствует образному восприятию прочитанных произведений.
Наш век - век современный технологий, по развитию речи, я активно использую для занятий интерактивный стол. В основном использую для закрепления материала, во второй половине дня. Дети с удовольствием бегут заниматься, интерес повышается, эта форма работы их привлекает.
В рамках дополнительной образовательной деятельности я веду кружок "Речевичок". Основная задача - это развитие речи,создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи. В кружке занимаются все дети, занятия проводятся 2 раза в раза в месяц.
Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению помогает "Центр будущего школьника". Он помогает познакомить со школьной жизнью, профессиями в школе, обогащать словарь дошколят по лексической теме «Скоро в школу». В результате планомерной работы наш школьный уголок пополняется дидактическими и интеллектуальными играми. Здесь находится все необходимое для сюжетно-ролевой игры: портфель со школьными принадлежностями, звонок, указка, тетради, дневники, и т. д. В процессе игры происходит развитие представлений детей о школе, развивается речь и внимание, развиваются коммуникативные умения.
Программа «Радуга» предполагает интеллектуально-познавательное развитие детей посредством моделирования. Поэтому в своей работе я использую метод мнемотехники, который позволяет ребенку наиболее полно составить рассказ, пересказать литературное произведение, а также быстрее запомнить стихотворение.
Ежемесячно в нашей группе выходит выпуск газеты «Звездные новости», ребята являются активными участниками ее создания, вместе мы обсуждаем темы для нового выпуска и пытаемся составлять рассказы по этим темам.
Очень активно в своей работе я использую интерактивную папку - Лэпбук, которая позволяет решать задачи как по развитию речи, так и по социально-коммуникативному развитию. Мне очень нравится использовать эту форму работы, т. к. папки очень яркие, содержательные, тематика Лэпбуков разная, в зависимости от лексической темы.
Помощь в создании речевой среды и формировании у детей речевого и коммуникативного общения оказывают наши родители, которые посещают родительские собрания, участвуют в мероприятиях, праздниках, проводимых в детском саду. Принимают участие в выставках, конкурсах.
Таким образом, развитие коммуникативных навыков, является одним из приоритетных направлений, а речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности. Сформировать речевые навыки ребёнка помогает правильно организованная, развивающая предметно-пространственная среда, которая дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя задания.