Лучший педагог года

Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению

Александра Ленских
Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению

Материалы из опыта работы

«Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению»

Ленских Александра Владимировна,

Воспитатель,

Структурное подразделение Детский сад «Тополёк»

МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 12 «Родничок»,

г. Катайска

Текст публикации:

Публикация «Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению» размещена в разделах

Значение речи неоценимо для человека: это и способ общения между людьми, и передача информации, а также выражения эмоционального состояния человека, поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей правильным способам коммуникативного общения.

Поступление в школу – важнейший момент в жизни детей и их родителей. Успехи в учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности ребёнка к обучению, а одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.

Наш детский сад работает по программе "Радуга". Один из разделов программы направлен на формирование у детей социально-коммуникативного развития, в котором реализуется и обогащается представление детей о людях, их взаимоотношениях, культуре общения со взрослыми и сверстниками, культуре поведения в общественных местах. Работа носит системный и комплексный характер.

А одним из главных условий полноценного речевого развития дошкольников, является организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ.

Таким образом, если мы научим детей общаться, познавать мир, взаимодействовать в социуме, научим правильно и хорошо говорить, то процесс обучения в школе будет более успешным.

Сейчас я подробно остановлюсь и расскажу об организации развивающей среды в своей группе "Звездочки".

При создании развивающей речевой среды я руководствовалась ФГОС и основными принципами: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, насыщенность.

В этом году я выбрала тему по самообразованию по развитию речи и поэтому, старалась чтобы речевая среда была полезна в работе, функциональна, чтобы реализовать все поставленные задачи.

Моя подготовительная группа называется "Звездочки". Название группы отражается по всему групповому пространству.

При встрече детей встречают улыбчивые звездочки, настраивают на положительный настрой и напоминают о вежливых словах.

Звездный небосклон. Все мои звездочки личности, они индивидуальны. В нашей группе есть звездный небосклон, на котором они и блистают. У каждой звездочки рано или поздно наступает звездный час, это достижение мы отражаем на стене успеха.

Звездочки копилки. У каждого ребенка есть своя звезда-копилка, которую дети изготовили сами. В течении недели ребята зарабатывают звездочки: своей работой на занятиях, за добрые дела, хорошее поведение. В конце недели подводится итог, объявляется "Звезда недели". Ей вручается медаль и небольшой подарочек. А ребятам, которые также старались, вручаются медали за старание, молодец и т. д.

Центр настроения. Наши звездочки приходят в детский сад с разным настроением и отражают его в уголке настроения, который также оформлен в звездном стиле.

Иногда, так случается, что наши звездочки ссорятся, и для того, чтобы их помирить у нас организован Центр примирения, картотека мирилок делает процесс примирения более интересным, а заучивание мирилок развивают речевую активность.

Игра, выступает как форма социализации ребёнка. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. В группе созданы следующие зоны для сюжетных игр, в которых находятся наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм.

- «Школа».

«Почта»

«Аптека»

«Кондитерская»

«Больница».

«Магазин».

«Салон красоты».

«Дом, семья».

Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.

Создание патриотического центра помогает мне познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами; с русскими народными промыслами и традициями. Уголок оснащен дидактическим пособиями и играми.

предполагает формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В группе находятся:

• макет перекрёстка;

• набор дорожных знаков, макет светофора;

• атрибуты инспектора ДПС;

• папки-передвижки;

• дидактические игры.

Для улучшения развития речи в своей группе я оформила речевой центр"Речевичок " и собрала для него необходимый материал. Уголок служит для обогащения активного словаря, звуковой культуры речи, развития связной (диалогической и монологической) речи, для формирования грамматического строя речи, обучения грамоте. В уголке имеются различные дидактические игры, Q игры и пособия. Все представленные пособия предназначены для обучения и закреплении речевого развития детей. Данный материал использую как на занятиях, в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей. Демонстрационный материал (картины, иллюстрации по всем лексическим темам, а также игры «Составь слово», «Азбука» «Каким бывает день?»"Найди букву", "Найди и прочитай", "Слова и слоги", "Звуковая карусель", лото, ребусы и др.

Мои дети очень любят когда им читают, многие умеют читать сами, поэтому в нашей группе есть "Библиотека". В соответствии с лексической темой недели я организую книжно-иллюстрированную выставку, это способствует образному восприятию прочитанных произведений.

Наш век - век современный технологий, по развитию речи, я активно использую для занятий интерактивный стол. В основном использую для закрепления материала, во второй половине дня. Дети с удовольствием бегут заниматься, интерес повышается, эта форма работы их привлекает.

В рамках дополнительной образовательной деятельности я веду кружок "Речевичок". Основная задача - это развитие речи,создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи. В кружке занимаются все дети, занятия проводятся 2 раза в раза в месяц.

Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению помогает "Центр будущего школьника". Он помогает познакомить со школьной жизнью, профессиями в школе, обогащать словарь дошколят по лексической теме «Скоро в школу». В результате планомерной работы наш школьный уголок пополняется дидактическими и интеллектуальными играми. Здесь находится все необходимое для сюжетно-ролевой игры: портфель со школьными принадлежностями, звонок, указка, тетради, дневники, и т. д. В процессе игры происходит развитие представлений детей о школе, развивается речь и внимание, развиваются коммуникативные умения.

Программа «Радуга» предполагает интеллектуально-познавательное развитие детей посредством моделирования. Поэтому в своей работе я использую метод мнемотехники, который позволяет ребенку наиболее полно составить рассказ, пересказать литературное произведение, а также быстрее запомнить стихотворение.

Ежемесячно в нашей группе выходит выпуск газеты «Звездные новости», ребята являются активными участниками ее создания, вместе мы обсуждаем темы для нового выпуска и пытаемся составлять рассказы по этим темам.

Очень активно в своей работе я использую интерактивную папку - Лэпбук, которая позволяет решать задачи как по развитию речи, так и по социально-коммуникативному развитию. Мне очень нравится использовать эту форму работы, т. к. папки очень яркие, содержательные, тематика Лэпбуков разная, в зависимости от лексической темы.

Помощь в создании речевой среды и формировании у детей речевого и коммуникативного общения оказывают наши родители, которые посещают родительские собрания, участвуют в мероприятиях, праздниках, проводимых в детском саду. Принимают участие в выставках, конкурсах.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков, является одним из приоритетных направлений, а речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности. Сформировать речевые навыки ребёнка помогает правильно организованная, развивающая предметно-пространственная среда, которая дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя задания.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_pd14o.pptx | 14914,36 Кб
 
Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация предметно-развивающей среды в группе «Лучики»Организация предметно-развивающей среды в группе «Лучики» Задача педагога состоит в умении моделировать предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие.

Организация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопедаОрганизация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда Определений предметно-развивающей среды в отечественной педагогике существует огромное количество, если говорить об обобщенном варианте,.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе.Организация предметно-развивающей среды в старшей группе. Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки»Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами организацией предметно-развивающей среды в.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей среды: математический уголокОрганизация развивающей среды: математический уголок В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей речевой среды как фактор коммуникативной готовности к школьному обучению
Опубликовано: 22 марта 2020 в 19:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД