БушмановаТатьяна Александровна
Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» С. А. Макаренко
Организация образовательного пространства и разнообразие объектов среды нашей группы обеспечивают : - активность детей в разных видах детской деятельности и проявление творчества;- поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; - предоставляется возможность самовыражения детей.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе» размещена в разделах
Развивающая предметно - пространственная среда второй младшей группы.
При организации развивающей предметно-пространственной среды нашей группы учитывала требования ФГОС ДО. Важнейшими условиями является соответствие объектов среды возрастным особенностям, потребностям детей и содержанию образовательной программы.
СЛАЙД 3. Организация образовательного пространства и разнообразие объектов среды нашей группы (вы можете увидеть на слайде) обеспечивают:
активность детей в разных видах детской деятельности и проявление творчества;
поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;
предоставляется возможность самовыражения детей.
Образовательное пространство в группе создано таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
СЛАЙД 4. Помещение группы разделено на центры активности, в каждом из которых содержатся игры, достаточное количество материалов и пособий для исследования.
Рабочая зона расположена таким образом, чтобы свет попадал с левой стороны. Столы для организованной совместной деятельности расположены в соответствии с нормами СанПина. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Помещение группы соответствует требованиям пожарной безопасности: в группе имеются датчики на случай появления задымления.
Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
СЛАЙД 5. Свободное пространство в игровой зоне дает возможность сооружать постройки, развернуть разные сюжеты детских игр. Столы и стулья переставляются в зависимости от задуманной деятельности.
Слайд 6 Игры, пособия, мебель полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности; расположены в доступных для детей местах и используются по желанию детей; меняются в соответствии с календарно - тематическим планированием.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».
Слайд 6 Игровой центр
Основной целью является социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. В своей группе создала среду и условия для развития игровых качеств детей. Используются разные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные. Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко пользоваться им. Игровой материал находится в игровых модулях и в коробках, дети по своему желанию могут выбирать и развернуть сюжет игры. Подобран и изготовлен материал для таких игр как «Магазин», «Салон красоты», «Больница», и т. д.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
Слайд 7 Центр детской активности по дорожной безопасности.
Оснащен необходимыми дидактическими играми, иллюстрациями, атрибутами, что помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения.
Это всевозможные игрушки: транспортные средства, светофор, фуражка, жезл, дорожные знаки.
Образовательная область «Физическое развитие»
Слайд 8 Центр физического развития
Создавая условия для реализации задач в этой области, основное внимание уделила охране жизни и укрепления физического и психического здоровья детей. Для этого подобрала пособия для выполнения утренних гимнастик, атрибуты для подвижных игр, оборудования для профилактики плоскостопия, для самомассажа, пальчиковая и дыхательная гимнастика. Имеется наглядный материал по видам спорта, спортивный инвентарь для развития двигательной активности детей.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Слайд 9 Центр театрализованной деятельности
Целью этого центра является развитие творческих способностей у детей, развитие воображения, умения импровизировать. В группе для этого есть ширма напольная и настольная. Все атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими. В центре находятся различные виды театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, би-ба-бо, маски для разыгрывания сценок.
Музыкальный центр
Музыкальное развитие ребенка сводиться не только к занятиям с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов. В нашем музыкальном центре имеются разнообразные шумовые инструменты, музыкальные игрушки, иллюстрации с музыкальными инструментами. Дидактические игры такие как: «Угадай песенку», «Угадай на чем играют». Книги с детскими песнями, атрибуты к подвижным музыкальным играм. Музыкальный центр и набор программных аудиозаписей.
Центр изобразительной деятельности
Целью этого центра является развитие творческих способностей и стремление к самовыражению в различных видах художественной деятельности. Здесь имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно- творческих способностей, самостоятельности, активности: разнообразный демонстрационный материал, краски, кисточки разной величины, мелки, карандаши, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага цветная, пластилин, дощечки. Настольно-печатные игры: «Сочетание цветов», «Народные промыслы». Дидактические игры: «Положи цветок на место», «Сложи узор», «Повтори узор».
Центр конструктивной деятельности
Целью конструктивной деятельности является развитие конструктивных и художественных способностей детей. В дошкольном возрасте конструктивная деятельность имеет ряд особенностей: дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций; познают конструктивные свойства деталей и материалов. Центр занимает немного пространства, мобилен. В группе имеется различный конструктор от пластмассового до деревянного. От индивидуальных построек до групповых.
Образовательная область «Познавательная развитие»
Центр математического и сенсорного развития
Центр организован для развития познавательной активности, логического мышления. В центре расположены дидактические игр: «Скажи где?», «Найди форму в предмете», «Величина», развивающие игры, позволяющие составлять ряды по убыванию, возрастанию, высоте, цвету, шашки, лото-бочонки, головоломки. Объемные формы, которые необходимы для осязательно- двигательного обследования, часы. Книги «Цвета и формы».
Центр патриотического воспитания
Целью центра является знакомство и привитие любви к большой и малой Родине. В нем находиться материал по ознакомлению детей с страной, краем, городом. Собран материал и оформлены альбомы «Мой город Вологда»,
«Район, где я живу
Центр природы и экспериментирования
Расположен непосредственно у окна, вблизи естественного освещения. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Выращивание растений позволяет организовать длительные наблюдения за ними, узнать, как растения растут и развиваются. В зависимости от сезона в центре размещены натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. Различные наборы иллюстраций такие как «Времена года», «Комнатные растения»,
«Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Грибы», «Животные Арктики» и т. п. Дидактические игры: «Чьи клювы», «Охотник», «Цепочка развития», «Цепочки в лесу». Поделки из природного материала. Для работы в уголке: фартуки, леечки, тряпочки, палочки для рыхления земли. Настольно- печатные игры: «Зеленый город», «Что в моей корзинке?». Центр экспериментирования представлен многообразием материала (крупы, семена, минералы, песок, земля). Пособия для опытнической деятельности: лупы, мерные
стаканчики, лейки, песочные часы. В процессе экспериментирования ведется дневник наблюдения, где дети фиксируют увиденное. В календаре погоды дети отмечают сезон, месяц, дни, и состояние погоды, параллельно ведется дневник погоды.
Образовательная область «Речевое развитие»
Центр художественного и речевого развития
Расположен на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием. На одной полке представлены авторские книги, на другой – книги о временах года, на третьей – произведения устного народного творчества (загадки, пословицы, скороговорки, русские народные сказки и сказки народов мира). Так же представлены портреты авторов (поэтов и писателей) с творчеством, которого дети знакомятся; книжки-самоделки, состоящие из сказок, рассказов, записанных и нарисованных взрослыми вместе с детьми; любимые книжки детей, альбомы для рассматривания по изучаемым темам, книги и иллюстрации по краеведению. Все книги и иллюстрации обновляются каждую неделю.
Создавая предметно-пространственную среду, старалась сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно-богатой, чтобы создать эмоционально – положительную атмосферу в группе. И чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, и во что играть.