Бегунова Мария
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Эффективная организация
развивающей предметно-пространственной
среды в соответствии с основной образовательной программой ДОО»
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2019
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Наполняемость предметно - пространственной среды группы определяется с учётом возраста детей, требованиями СанПиНа, требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с № 1, а также в соответствии с требованиями к РППС, прописанными в ФГОС ДО.
Требования предъявляемые государственным образовательным стандартом это создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Организация развивающей предметно – пространственной среды в моей группе № 1выстроена в соответствии с программой «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. С. Солнцева и др., и отвечает требованиям построения РППС в ФГОС ДО (пункт 3.3.4) : среда должна быть :
-Содержательно насыщенной
-Трансформируемой
-Полифункциональной
-Вариативной
-Доступной
-Безопасной
Все пространство в группе мы разделили на определенные центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей и в соответствии с моделью организации воспитательно-образовательного процесса: художественно-творческийцентр, центр безопасности, музыкально- театрализованный, экспериментальный, познавательно-речевой. Вся мебель, предметы и весь материал в группе надёжен и безопасен в использовании.
В мою группу дети ходят с ясельного возраста группы. Состав - 7 мальчиков и 13 девочек. Дети очень активные, любознательные, внимательные по отношению к сверстникам и взрослым.
Приемная группы
В приемной группы размещена вся важная информация, интересующая и волнующая родителей: советы по воспитанию, консультации. Папки-передвижки, режим дня, меню, уголок здоровья, детские поделки и рисунки.
У каждого ребенка есть индивидуальное шкафчик, куда он может положить свои вещи, игрушки.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно-ролевой игры
Основная задача : развивать игровую деятельность детей (развивать самостоятельность в организации всех видов игр, выполнять правила и нормы поведения; развивать инициативу, организаторских способностей; воспитывать умение действовать в команде).
Примерный перечень игр:«Моя семья», «Салон красоты», «Супермаркет» и др. сюжетно – ролевые игры.
Центр безопасности дорожного движения.
Основные задачи :
-формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
- приобщать к правилам безопасного поведения для человека;
- передавать детям знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира;
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям
Данный центр очень нравится мальчишкам, они из дома приносят любимые им машинки и с большим удовольствием играют. В центре имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, : сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, макеты.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физкультурно-оздоровительный центр
Основными его задачами является:
- развивать физические качества (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);
- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладевать основными движениями);
- формировать потребность в двигательной активности.
Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы сделали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками, есть "дорожка здоровья", массажные коврики, мячи разного диаметра, кегли, обручи и др.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр театральной деятельности
Основные задачи :
- развивать самостоятельность в организации театрализованных игр;
- совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации, распределять между собой обязанности и роли;
- закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимика);
-воспитывать любовь к театру;
- развивать музыкально- художественной деятельности;
- приобщать к музыкальному искусству.
В группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные центры часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками и руками родителей. Все виды театров и атрибуты находятся в удобном месте, чтобы у ребёнка было право выбора и возможности играть в свободной деятельности.
В центре музыкальной деятельности имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.
Центр художественного творчества
Основные задачи :
- развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация);
- развивать детское творчество;
-приобщать к изобразительному искусству.
В центре художественного творчества имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, настольно-печатные игры.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Сенсорный центр
Основные задачи :
- формировать элементарные математические и логические представления;
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал, дидактические игры.
Примерный перечень игр: «Куда нитка», «Контуры», «Логические цепочки», «Вкладыши», «Прищепки» и т. д.
Центр экспериментирования
Основные задачи :
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
В уголке экспериментирования имеются: различные емкости для воды и сыпучих веществ, предметы разной величины, формы,Имеется природный материал для проведения экспериментов.
Детям больше всего нравиться играть с песком и водой, наблюдать за действиями воспитателя.
Примерный перечень игр: «Песок, вода», «Домашняя лаборатория», «Секреты природы- это так интересно». Мы считаем, что оснащённость данного центра недостаточна, поэтому в дальнейшем будем его пополнять разным материалом для экспериментирования, привлекая к этому родителей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ"
Центр развития речи
Основные задачи :
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
-развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи);
-практически овладевать нормами речи.
В этом центре имеются игры на развитие речевого творчества : звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Таким образом, я создала условия для получения стабильных положительных результатов освоения моими воспитанниками образовательных программ