Папки-передвижки

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС  (подготовительная к школе группа)

Мария Васина
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС  (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (подготовительная к школе группа)

Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений многие годы уделяют большое внимание организации и содержанию предметной среды, окружающей ребенка в группе. Требования сегодняшнего времени к концепции развивающей предметно-пространственной среды поставили перед дошкольными работниками новые проблемы.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС  (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Во-первых, качественно изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей. Четко прослеживается тенденция ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности детского сада и его материальную базу. Родителей интересует, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, физиокабинеты, спортзал и пр. дошкольники поставлены в условия борьбы за то, чтобы выбор родителей был в пользу детского сада.

Во-вторых, сейчас часто в дошкольных учреждениях можно увидеть насыщенную предметную среду, которую, однако, нельзя назвать развивающей.

Согласно Требованиям к организации развивающей предметно-пространственной среды:

1. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др., которые размещаются в центрах (зонах, содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;

б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей ребенка.

2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:

а) быть рационально логичным и удобным для детей;

б) отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки;

в) включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифукциональное игровое оборудование. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);

г) расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

д) отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно-развивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени или на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр);

е) оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

3. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки»,

картина с «изменяющимся пейзажем».

4. Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр.

Требования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды:

1. Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:

а) программным требованием, задачами воспитания и обучения;

б) возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка;

в) интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности;

2. В предметно-развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства.

3. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и:

- на пройденный программный материал (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху;

- на индивидуальные возможности детей (я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо);

- обеспечение зоны ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую);

- неисчерпаемую информативность (я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь интересное).

Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд, требующий больших усилий и времени.

Рекомендации по созданию предметной среды для возраста 2-3 года

В это период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

• желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;

• большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;

• различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа

богородской игрушки);

• игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по

возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;

• игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;

• самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Желательно их делать на глазах у детей, дети со временем сами примут участие в их изготовлении.

Это могут быть:

• банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;

• шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и

т. п. ;

• погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и

металлических бусин, колокольчиков и т. п. ;

• ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;

• шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;

• сосуды с водой разного объема («ксилофон»);

• перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);

• свистки и дудочки из глины и дерева;

• нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;

• конструкторы и мозаики;

• разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т. п. ;

• игрушки контрастных размеров;

• игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;

• емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. (Отличительная особенность в этом возрасте - тяга к многократному повторению этих действий);

• вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками,

кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т. п. ;

• книги с большими предметными картинками;

• ящики, контейнеры с крышками;

• подушки, ковер;

• качели, прыгунки.

Рекомендации по созданию предметной среды для возраста 3-4 года

Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

• разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками;

• парные картинки;

• трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы -вкладыши;

• 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);

• разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;

• игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;

• оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы, плавающие игрушки, ведерки и лейки;

• банки разного размера;

• пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;

• предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;

• емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т. п. ;

• машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);

• игрушечные животные (натуральной окраски);

• большие и мягкие игрушки и напольные подушки;

• тканевые мячики;

• аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;

• моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального окружения ребенка;

• книги сказок о животных;

• детская мебель: стол, стульчик.

Рекомендации по созданию предметной среды для возраста 4-5 лет

В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить:

• различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;

• игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);

• костюмы для ряжения;

• познавательные книги и альбомы, журналы о природе;

• журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка

(например, автомашины, мода, интерьеры);

• книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);

• книги с волшебными сказками;

• коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. п., тематические наборы открыток, марок, значков;

• цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые, азбука на кубиках;

• наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);

• дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;

• игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т. п. ;

• игровые и учебные телевизионные программы;

• различные орудия труда;

• стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол и стул, правильное освещение (слева, расположенные для рисования, моделирования, работы с бумагой.

Рекомендации по созданию предметной среды возраста 5-7 лет

В развивающую среду должны входить:

• глобус (желательно с подсветкой, физическая карта мира и России, политическая карта мира;

• разнообразные коллекции;

• измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

• познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть

нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

• азбуки картинные, книги для первого чтения;

• авторские сказки;

• былины, мифы, легенды;

• познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;

• детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;

• детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Южный физик»;

• часы настенные и календарь;

• настольно-печатные игры - лото, паззлы;

• настольные игры - домино, шашки, шахматы;

• чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

• оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Используя выше предложенные рекомендации, и целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная нами среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда моей группы обеспечивает возможность:

- общения в совместной деятельности детей, взрослых;

- содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, доступна и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивает их эмоциональное благополучие;

- обеспечивает открытость дошкольного образования;

- способствует моему профессиональному развитию;

- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Распрекрасный огород на окошке растет!» Организация развивающей предметно-пространственной среды (старшая группа)«Распрекрасный огород на окошке растет!» Организация развивающей предметно-пространственной среды (старшая группа) В нашем детском саду в феврале месяце был объявлен конкурс «Огород на окне» Цель конкурса - создание благоприятных условий в группе для.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС  (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 24 августа 2020 в 17:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС  (подготовительная к школе группа)» (включая файлы) размещена пользователем Мария Васина (УИ 982887) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД