Мария Васина
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (подготовительная к школе группа)
Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений многие годы уделяют большое внимание организации и содержанию предметной среды, окружающей ребенка в группе. Требования сегодняшнего времени к концепции развивающей предметно-пространственной среды поставили перед дошкольными работниками новые проблемы.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Во-первых, качественно изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей. Четко прослеживается тенденция ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности детского сада и его материальную базу. Родителей интересует, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, физиокабинеты, спортзал и пр. дошкольники поставлены в условия борьбы за то, чтобы выбор родителей был в пользу детского сада.
Во-вторых, сейчас часто в дошкольных учреждениях можно увидеть насыщенную предметную среду, которую, однако, нельзя назвать развивающей.
Согласно Требованиям к организации развивающей предметно-пространственной среды:
1. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:
а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др., которые размещаются в центрах (зонах, содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;
б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей ребенка.
2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:
а) быть рационально логичным и удобным для детей;
б) отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки;
в) включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифукциональное игровое оборудование. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);
г) расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;
д) отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно-развивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени или на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр);
е) оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.
3. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки»,
картина с «изменяющимся пейзажем».
4. Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр.
Требования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды:
1. Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:
а) программным требованием, задачами воспитания и обучения;
б) возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка;
в) интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности;
2. В предметно-развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства.
3. Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и:
- на пройденный программный материал (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху;
- на индивидуальные возможности детей (я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо);
- обеспечение зоны ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую);
- неисчерпаемую информативность (я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь интересное).
Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд, требующий больших усилий и времени.
Рекомендации по созданию предметной среды для возраста 2-3 года
В это период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
• желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
• большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
• различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа
богородской игрушки);
• игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по
возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;
• игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
• самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Желательно их делать на глазах у детей, дети со временем сами примут участие в их изготовлении.
Это могут быть:
• банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
• шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и
т. п. ;
• погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и
металлических бусин, колокольчиков и т. п. ;
• ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
• шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
• сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
• перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);
• свистки и дудочки из глины и дерева;
• нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
• конструкторы и мозаики;
• разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т. п. ;
• игрушки контрастных размеров;
• игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
• емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. (Отличительная особенность в этом возрасте - тяга к многократному повторению этих действий);
• вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками,
кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т. п. ;
• книги с большими предметными картинками;
• ящики, контейнеры с крышками;
• подушки, ковер;
• качели, прыгунки.
Рекомендации по созданию предметной среды для возраста 3-4 года
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
• разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками;
• парные картинки;
• трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы -вкладыши;
• 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
• разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
• игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
• оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы, плавающие игрушки, ведерки и лейки;
• банки разного размера;
• пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;
• предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;
• емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т. п. ;
• машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
• игрушечные животные (натуральной окраски);
• большие и мягкие игрушки и напольные подушки;
• тканевые мячики;
• аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
• моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального окружения ребенка;
• книги сказок о животных;
• детская мебель: стол, стульчик.
Рекомендации по созданию предметной среды для возраста 4-5 лет
В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить:
• различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
• игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
• костюмы для ряжения;
• познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
• журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка
(например, автомашины, мода, интерьеры);
• книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);
• книги с волшебными сказками;
• коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. п., тематические наборы открыток, марок, значков;
• цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые, азбука на кубиках;
• наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
• дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
• игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т. п. ;
• игровые и учебные телевизионные программы;
• различные орудия труда;
• стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол и стул, правильное освещение (слева, расположенные для рисования, моделирования, работы с бумагой.
Рекомендации по созданию предметной среды возраста 5-7 лет
В развивающую среду должны входить:
• глобус (желательно с подсветкой, физическая карта мира и России, политическая карта мира;
• разнообразные коллекции;
• измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
• познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть
нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
• азбуки картинные, книги для первого чтения;
• авторские сказки;
• былины, мифы, легенды;
• познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
• детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;
• детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Южный физик»;
• часы настенные и календарь;
• настольно-печатные игры - лото, паззлы;
• настольные игры - домино, шашки, шахматы;
• чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
• оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Используя выше предложенные рекомендации, и целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в подготовительной к школе группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная нами среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда моей группы обеспечивает возможность:
- общения в совместной деятельности детей, взрослых;
- содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, доступна и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает их эмоциональное благополучие;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- способствует моему профессиональному развитию;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.