Светлана Ивановна Еньшина
Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С. И. Еньшина,
воспитатель МДОУ Новоуколовский детский сад
общеразвивающего вида «Росинка».
Всем известно, что образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно, функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе с учетом ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
По мнению С. Л. Новоселовой, понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Я работаю воспитателем в первой младшей группе «Солнышко» МДОУ Новоуколовского детского сада общеразвивающего вида «Росинка». Это дети раннего возраста. Основными видами их деятельности являются предметная деятельность, игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т. д., общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. [2]
Чтобы обеспечить детям все эти виды деятельности в полном объеме, прежде всего, потребовалось создать полноценную развивающую предметно-пространственную среду в группе. Наш детский сад работает по ООП МДОУ Новоуколовского детского сада общеразвивающего вида «Росинка», которая разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, с учётом ФГОС дошкольного образования. При создании развивающей предметно-пространственной среды в группе я руководствовалась требованиями, предъявляемыми к ППС примерной образовательной программы, и требованиями ФГОС ДО.
Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде следующие :
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
-реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-учет возрастных особенностей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. .[1]
Предметно-пространственная среда организовывалась мной по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все оборудование расположено по периметру группы, чтобы не мешать свободному перемещению детей, их общению со сверстниками.
В группе созданы различные центры активности:
1. «Центр познания», который обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей и включает в себя:
а) «Центр воды и песка», созданный для игр с водой и песком, экспериментирования. Рядом с центром располагаются емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, игрушки-забавы, плавающие игрушки, сита, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампы, воронки, камешки, мелкие пластмассовые игрушки для закапывания в песок и подобные предметы.
б) Муляжи фруктов и овощей, фигуры диких и домашних животных, предметные картинки различной тематики.
в) «Уголок природы».
г) Картотека дидактических игр.
2. «Центр творчества», обеспечивающий решение задач активизации творчества детей. Центр включает в себя:
а) «Театральный уголок», в котором находятся различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный. Имеются маски для драматизации и театрализации сказок.
б) «Уголок рисования», служащий для накопления опыта изобразительной деятельности. Здесь имеются специальные самостирающиеся доски с палочкой для рисования, трафареты, карандаши, краски, мелки, пластилин, шаблоны.
в) «Музыкальный уголок», в котором размещены детские музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, маракасы, свистки, погремушки, гитара и т. д. Есть магнитофон, коллекция дисков с детскими песенками.
3. «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр: «Магазин». «Парикмахерская», «Кухня», «Семья», «Больница».
4. «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников. Все книги подобраны в соответствии возрасту детей, с яркими, красочными, интересными иллюстрациями.
5. «Спортивный центр», обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей. В центре находятся разноцветные надувные и резиновые мячи, кегли, скакалки, обручи.
В группе есть «уголок уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. В уголке есть скамейка, несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка.
Для развития мелкой моторики в группе находятся специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
Все материалы размещены на открытых полках. Внешне они подобраны привлекательные, яркие. Игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка. Это способствует развитию его активности, самостоятельности.
В группе имеются конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые, обтянутые клеенкой блоки, разных форм, цвета, размера).
Конечно же, созданная мною развивающая предметно-пространственная среда в полной мере не отвечает требованиям ФГОС ДО, и в перспективе будет постоянно видоизменяться.
Каждый воспитатель детского сада должен знать, что есть ряд показателей, по которым он может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
-Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум», при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но хорошо всем слышен.
-Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
-Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад. [1]
Если воспитатель видит, что дети ведут себя в соответствии хотя бы с одним из перечисленных показателей, то, значит, в вопросе создания развивающей предметно-пространственной среды он находится в нужном направлении.
Созданная мною развивающая предметно-пространственная среда вызывает ощущение, при котором ребёнок активно способен проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу, а также привлекает воспитанников к созданию окружающей обстановки, вовлекая в сам процесс преображения, и позволяет воспитателю содержательно проводить воспитательно-образовательную деятельность с детьми.
Список использованной литературы
1. Т. И. Бабаева, Детство: Примерная образовательная программа дошкольного Д38 образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. 1. – 321 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г., № 1155// Российская газета: Собрание законодательства Российской Федерации, - 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.