ИРИНА КОСТИНА
Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-дефектолога для детей с нарушениями зрения…
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-дефектолога для детей с нарушениями зрения…
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад комбинированного вида №125 г. Сочи
Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-дефектолога для детей с нарушениями зрения, амблиопией и косоглазием.
Составила учитель-дефектолог Костина И. В.
(слайд 2)
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-дефектолога для детей с нарушениями зрения…» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Качественная работа учителя-дефектолога и внедрение современных образовательных технологий, невозможна без создания специальных образовательных условий. Формирование предметно-развивающей среды кабинета дефектолога является одной из первостепенных задач при организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения, амблиопией и косоглазием.
Кабинет учителя-дефектолога Костиной И. В. – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет состоит из одного помещения, разделенного на определенные зоны. Кабинет оснащен пособиями, играми и тренажерами, по всем направлениям работы.
(слайд 3)
В кабинете имеется:
- рабочее место учителя-дефектолога, оборудованное ПК с набором обучающих компьютерных программ;
- рабочее место учителя-дефектолога, оборудованное ПК с набором коррекционных компьютерных программ для коррекции зрения:
• «Паучок», «Крестики»–для развития зрительного восприятия;
• «Контур», «ЕУЕ» –для лечения косоглазия и амблиопии;
• «Relax» – для повышения контрастной чувствительности и лечения амблиопии;
- документация учителя – дефектолога;
- методическая литература по всем разделам программы;
- методики и технологии развивающего обучения.
(слайд 4)
Зона индивидуальной работы:
- стол для индивидуальной работы;
- наборное полотно;
- наглядный материал для проведения зрительной гимнастики.
Учебная зона:
- четыре стола для детей, которые можно поднимать и опускать в зависимости от роста детей; детские стулья (8 штук);
- шкаф для хранения пособий;
- стеллаж для хранения игр, игрушек;
- зеркало для артикуляционной гимнастики;
- классная доска.
Двигательная зона:
- небольшое свободное пространство, оснащенное ковровым покрытием, обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей.
В соответствии с принципами ФГОС ДО, специфики контингента воспитанников, образовательной программы, в кабинете можно выделить следующие развивающие среды:
(слайд 5)
Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем. Данная среда максимально насыщенна материалами, стимулирующими сенсорное развитие.
Данный раздел организации предметно-пространственной среды представлен играми и пособиями по развитию сенсорных способностей детей:
Материалы для развития зрительного восприятия;
Материал для развития тактильного восприятия:
- мячики Су-Джок;
- тактильные коврики;
- наборы объемных игрушек и муляжи фруктов и овощей.
(слайд 6)
Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики.
Материалы для развития мелкой моторики:
- наборы мелких предметов;
- трафареты, обводки, счетные палочки;
- пособия для развития графо-моторных функций.
(слайд 7)
Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков.
Познавательное развитие:«Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзинера», «Назови одним словом», «Развиваем внимание», «Развиваем память», «Загадочные картинки», «Истории в картинках», «Найди 4-ый лишний», «Найди различия», «Сложи узор», «Доска Сегена», «Овощи», «Фрукты»;
Речевое развитие:Нищева: «Играйка» № 2, №3, №4, №5, №7;папки с наглядным материалом по всем лексическим темам, предусмотренным программой.
(слайд 8)
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:
- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;
- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а также в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
Создание оптимальных условий для деятельности глаз
1. Система гигиенических мероприятий.
- Состояние и оформление игрового помещения с учетом достаточного освещения (для слабовидящих детей адекватная норма 500 Люк, оформления стен (светлые, однотонные с матовой поверхностью, удобного и безопасного расположения мебели.
- Использование качественно оформленного дидактического материала, с учетом специфических требований как-то размер, наиболее доступная для восприятия цветовая гамма, характер поверхности, учет светоотражательных свойств материалов и пр.
- Использование приемов обеспечения лучшей видимости; таких как подъем объекта на уровень глаз ребенка, подсветка и фонирование, предъявление предметов под наклоном и др.
(слайд 9)
2. Профилактика появления зрительного утомления.
- Соблюдение режима дня и режима учебных занятий для предупреждения общего и зрительного утомления.
- Проведение зрительной гимнастики, направленной на восстановление зрительной работоспособности и профилактику зрительного утомления, с использованием сменных настенных тренажеров, специальных комплексов упражнений в зависимости от зрительной патологии.
- Использование уголков уединения, элементов психогимнастики и релаксационных игр для снятия общего моторного утомления и эмоционального напряжения воспитанников.
3. Адаптивная направленность организации предметной развивающей среды.
(слайд 10)
При проведении работы в этом направлении учитываются следующие компоненты: адаптация к предметному миру, к собственному "Я", к системе межличностных и социальных отношений. Адаптации к предметному миру способствует специально созданная полисенсорная развивающая среда.
При ее организации мы учитываем возрастные особенности и зрительные возможности детей, а также период лечебно-восстановительной работы. Поэтому предметная среда мобильная, а в ее организации используем самые разнообразные материалы и все возможные пространства групповых помещений.
(слайд 11)
В дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения мы больше внимания уделяем не просто формированию сенсорных эталонов, но и формированию умений и навыков определять предметы по комплексу их признаков, далее по отдельным, характерным признакам, анализируя сложное сочетание свойств и признаков окружающих предметов, наполняющих пространство.
Для этого в группе организуем не только зону сенсорного развития, но и экспериментально-исследовательскую, в которой сначала под руководством педагога, а далее возможно и самостоятельно, дети могут выполнять задания эвристического, поискового характера, применяя уже имеющиеся знания в предметно-практической деятельности.
(Слайд 12)
Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группе большое внимание обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности.
(Слайд 13)
Для формирования собственного "Я" и адаптации ребенка к системе межличностных и социальных отношений созданы специальные уголки, в которых дети могут организовать сюжетную коллективную игру, уединиться в уголке ряженья и уединения, вместе с педагогом или самостоятельно с детьми организовать драматизацию любимой сказки.
Для наших воспитанников это направление работы важно, т. к. у детей с нарушениями зрения недостаточно сформирована мимика, пантомимика, эмоциональная выразительность.
Целенаправленно организованная коррекционно-развивающая среда в работе с детьми с нарушениями зрения играет большую, а в соответствии с ФГОС, и главную роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Грамотно созданная среда обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей.