Елена Филимонова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно требованиям ФГОС
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
согласно требованиям ФГОС.
слайд1
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
Слайд2
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно требованиям ФГОС» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Слайд3
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Слайд4
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Слайд5
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Создаю детям комфортные условия для творческого, духовного развития. При организации РППС учитываю в первую очередь интересы детей, особенности каждого возрастного этапа, обеспечиваю охрану и укрепление их здоровья. Для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека, игры, игрушки и пособия размещаю в группе так, чтобы дети могли свободно перемещаться, объединяться в небольшие компании, а также имели возможность для уединения.
Слайд 6-9
1 Насыщенность среды
Центр науки Наполнила центр материалами для экспериментирования. Внесла измерительные приборы, клеенчатые фартуки, технический, природный, бросовый материал. Утилизированный материал (кусочки кожи, дерева, винтики). Карточки-схемы. Здесь же находится уголок природы, уголок «Почемучек».
Центр строительно-конструктивных игр Изготовила кукол «кубарик» и «конус», схемы построек, лекала с прорезями разных форм, объемные модели, опорные схемы с алгоритмом построек, схемы построек, «головоломки»
Центр занимательной математики Изготовила дидактические игры, раздаточный материал, пособия, тренажеры, математические головоломки, танграмы. Диаграммы (дни недели, времена года). Логические игры, ребусы головоломки.
Центр искусства Подобрала материал, который можно рассматривать, обследовать и любоваться: игрушки из дерева, сувениры, наглядные пособия, открытки, картины.
Центр физической культуры Изготовила дорожки здоровья, сделала пособия для игр, разработала картотеку подвижных игр, нестандартное оборудование: «маталочки», «тренажеры», «массажеры»
Центр краеведения Изготовила бубен, сшила хакасские костюмы для кукол, сшила подушки с хакасским орнаментом, сделала куклу «шаман», сделала бревенчатую юрту, русскую избу, сшила куклам русские костюмы и др.
Центр профориентации Изготовила макеты: вокзал, туннель. Альбом «экскурсий на предприятия железной дороги, пособия для сюжетно-ролевых игр. Пособия для сюжетно-ролевых игр.
Центр безопасности Изготовила светофоры, панно, дидактические игры, макет дороги. Дорожные знаки дидактический материал.
Центр развития
речи Пособия для развития мелкой моторики, пособия для развития речевого дыхания. Наборы предметных картинок, разрезные картинки.
Центр сюжетно-ролевых игр Изготовила атрибуты для игр, окошки-ширмочки, из картона «почтовый ящик», «поезд», «машина». Сделала с детьми из соленого теста «пирожки», «печенье», «ягоды». Сшила одежду куклам и постельное белье для кроватки.
Центр театрализованной деятельности Сшила мягкие игрушки из фетра, оформила театр в виде карусели, связала пальчиковый театр. Изготовила маски для разыгрывания сказок, кукол по мотивам сказки «Колобок», ширму для настольного театра.
Центр книги Ежемесячно оформляла книжные выставки одного автора. Помещала портрет писателя и самые популярные иллюстрированные книги этого автора. А также устраивала тематические выставки.
В настоящее время в группе имеются разнообразные средства обучения : это дидактические игры, сюжетно-ролевые, настольные. Раздаточный и демонстрационный материал. Разные виды конструктора: пластмассовый, «Лего» (деревянный, крупный напольный, мелкий настольный). Строительный материал, мягкие модули, мозаики и пазлы для разного возраста, наборы кубиков, развивающие игры с элементами моделирования и замещения, различные средства для изобразительной, физической, трудовой, самостоятельной деятельности. Активно использую технические средства обучения, это интерактивная доска, музыкальный центр.
2 Трансформируемость пространства. РППС группы построена так, что в соответствии с выбором детей, а также с учетом педагогических задач, может преобразовываться в пространственную среду для занятий какой-либо деятельностью. Все это позволяет ребенку с одной стороны, участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а с другой побыть одному. С этой целью создан «уголок уединения». Создаю условия для того, чтобы мои воспитанники участвовали вместе со мной в трансформации среды : дети предлагают свои варианты, а во время самостоятельной деятельности сами трансформируют пространство, что способствует их инициативности, коммуникативному развитию. Вносила изменения в предметно-пространственную среду : по мере необходимости совмещаю два центра с целью увеличения места для игр, убираю какой-либо уголок, так как он становится не актуальным на данный момент.
3 Полифункциональность материалов. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей в группе имеются материалы и оборудование, используемые детьми в разных видах активности.
Набор полифункциональных материалов усложняется от группы к группе, имеются предметы заместители (природный материал). Представленные материалы также используются и в других видах деятельности: художественно-продуктивной, познавательно-исследовательской, физической.
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды позволяет, в зависимости от замысла и содержания деятельности, создать и удерживать воображаемую ситуацию.
Некоторые предметы в группе выполняли разнообразные функции. Мягкие модули использовала для деления пространства, с целью объединения детей по игровому замыслу, гендерных предпочтений. Ширмы использовала как двери, ворота в дом или крышу, для развития конструктивного мышления и развития воображения. Стулья и столы переставляла для удобного рассматривания наглядного материала.
4 Вариативность среды. Слежу за периодической сменяемостью игрового материала, с целью привлечения внимания. Меняемся модулями с другими группами, что вызывает у детей положительные эмоции. Вношу в групповое пространство новые предметы, стимулирующие игровую, познавательную, двигательную и исследовательскую деятельность детей. Шью и приношу в группу мягкие подушки в виде совят, собачек с терапевтической целью.
Слайд10-16
Вариативность среды
Развивающие центры Содержание центров Результаты
Спортивный центр «Непоседы» Коврики для профилактики плоскостопия, кегли, обручи, атрибуты для подвижных игр, мешочки с песком, кольцеброс, мячи, ребристая доска. Увеличился уровень физической подготовленности дети, дети овладели, в соответствии с возрастом, основными движениями.
Центр книги «Книжный мир» Русские народные сказки, произведения детских писателей, стихи, иллюстрации. Повысился интерес свободного общения с взрослыми и детьми.
Центр природы «Друзья природы» Комнатные растения, альбомы о животных, растениях, лейки, лопатки для рыхления, фартуки. Сформировано бережное отношение к окружающему миру.
Центр «Маленькие художники» Трафареты, карандаши, краски, пластилин. Сформировано умение различать цвета, правильно держать карандаш, рисовать различные линии, предметы округлой формы.
Театральный центр «В гостях у сказки» Ширмы, музыкальные инструменты, маски, элементы костюмов. Повысился интерес к театральной игре, расширились контакты с взрослыми и сверстниками.
Центр ОБЖ Д/и «Дорожные знаки», «Опасные предметы в доме», «ДПС», картотека игр по безопасности. Сформировано умение ориентироваться в правилах дорожного движения.
Мини – музей «Юный железнодорожник» (макет железной дороги, мини форма железнодорожника, сигнальные принадлежности, альбом «От паровоза до Сапсана»). «Русская изба», «Юрта» (предметы быта, одежда, куклы в национальных костюмах). Повысился интерес детей к родному краю и железной дороге.
5 Доступность среды. В группе создана обстановка, где воспитанники полностью реализуют свои желания и занимаются тем, что их интересует. Размещение оборудования по центрам активности, позволяет детям, объединятся подгруппами, по общим интересам: конструирование, рисование, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. В центрах активности все материалы, оборудование и игрушки размещены таким образом, что ребенку обеспечен к ним свободный доступ: на нижних полках шкафов, выдвижных ящиках, пластмассовых контейнерах, картонных коробках и т. д. В групповой комнате имеется удобная для детей мебель, где дети могут рисовать, лепить, рассматривать книги и альбомы, играть в настольные и дидактические игры и др. Созданный уголок уединения позволяет ребенку отдохнуть, поиграть с игрушкой. За счет доступности среды в группе детям обеспечено удовлетворение их интересов и потребностей что доказывает неоднократные наблюдения за детьми, в ходе которых я убедилась, что дети самостоятельны в выборе собственной деятельности, необходимого материала и оборудования, места и участия в совместной деятельности. Вношу изменения в порядок организации пространства группы с учетом того, что игровые зоны должны быть открыты и доступны детям так, чтобы дети могли свободно передвигаться по группе, соединятся в группы по интересам и не мешать друг другу. Игровые зоны продумываю так, чтобы они удовлетворяли их интересы и потребности.
6 Безопасность предметно-пространственной среды. Вся мебель соответствует возрасту и росту детей, количество столов и стульев соответствует количеству детей, столы и стулья регулируются, имеют закругленные края и отвечают всем требованиям СанПин и реализуют два аспекта: физический аспект и психологический аспект. При проверках Роспотребнадзора за прошедшее время нарушений не выявлено.
Вывод: не столько важно материально-техническое оснащение группы, сколько заинтересованность самого воспитателя. Если дети видят блеск, в глазах педагога, то в путешествие можно отправиться на поезде, сделанном из простой картонной коробки. Главное, чтобы ребенку было комфортно и безопасно.