Ольга Молчанова
Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребенку
▼ Скачать + Заказать документы
Для осуществления полноценного образовательного процесса, необходимо сформировать развивающую предметно-пространственную среду детского сада (РППС, наполнить ее содержанием, так как РППС это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребенку» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2016
Изучив опыт работы педагогов-новаторов, внедрили в практику работы несколько новых современных образовательных технологий и методик. Такие как, здоровьесберегающие, ИКТ – технологии, проектирования, а также используя собственные методы и приемы создания положительного эмоционального фона и развития креативности педагогов. Были реализованы проекты «Русская изба»,
«Бурятская юрта»,
«Картинная галерея», «Зеленая зона» с живым уголком, исследовательской лабораторией и зимним садом. Работа над первыми проектами (с ноября 2011г. по сентябрь 2012г.) позволила проанализировать творческие способности, мобильность, образованность нового педагогического коллектива, а самое главное позволили грамотно и с интересом для детей организовать образовательно-воспитательный процесс. С целью повышения профессиональной компетенции, в вопросе введения ФГОС ДО и организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО, в 2014г. Старший воспитатель О. А. Молчанова участвовала в составе делегации от Республики Бурятия во II Всероссийском съезде работников дошкольного образования «Детство: политика, методология и практика», проходившем в г. Сочи.
Работа в секции «РППС детского сада в условиях ФГОС ДО», позволила взглянуть на вопрос организации РППС ДОО с другой стороны, в первую очередь со стороны комфортности, уюта для ребенка, и информированности, в эти понятия закладываются все основные принципы организации развивающей среды детского сада. Старшим воспитателем определены перед педагогами основные задачи, РППС должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в МБДОУ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.
РППС должна создавать условия для формирования и развития игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами, развития двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможности самовыражаться. Для реализации этих условий старший воспитатель разработала маршрут развития «Дорожную карту» РППС МБДОУ Баргузинский детский сад «Соболенок» (раздел МТБ на сайте ДОО -https://sobolenok.hol.es)
С октября 2012г. по май 2016г., реализованы проекты: зона «Безопасная дорога», «Комната релаксации», мини-музей «Этих дней не смолкнет Слава!»,
зона краеведения «Баргузиноведение», зона познавательного развития, открыта экологическая тропа на участке детского сада и мн. др.
Построение РППС выдвигает на передний план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов и детей, который требует принципиально новой организации деятельности ДОО.
Она становится эффективной в случае, если обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей, а также учитывает индивидуальные различия детей. При этом мы исходили из того, что педагогический процесс должен базироваться одновременно на двух основаниях : планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса) и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).
Для оценивания и подробного анализа РППС, разработаны оценочные таблицы и рекомендации по проведению анализа и оценки РППС, которые составлены по направлениям развития дошкольников : социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому, а также охватывают оценку игровой зоны, прогулочного участка, условий организации РППС, соответствия размещения оборудования требованиям СанПиН. Использование табличных форм контроля значительно упрощает процедуру проведения анализа. Система оценки трё хбалльная:
3 балла – полное соответствие программным требованиям, ФГОС ДО, СанПиН;
2 балла – частичное соответствие, отсутствует 1-3 элементов, требующее дополнений;
1 балл – отсутствие или несоответствие, по каким – либо из основных критериев.
Анализ и оценка организации развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ Баргузинский детский сад «Соболенок» на 01.09.2015г.
Соблюдение условий организации РППС в соответствии с ФГОС ДО результат
1 Соответствие материалов и оборудования требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 3
2 РППС прогулочной площадки 2,5
3 Анализ и оценка содержания уголка познавательного развития 3
а) Уголок экспериментирования 2,5
б) Уголок природы 2,5
4 Анализ и оценка содержания уголка творчества (художественно-эстетическое развитие) 3
а) Музыкальный уголок 2
б) Уголок конструктивной деятельности 2,5
в) Уголок театрализованных игр 2,5
5 Анализ и оценка содержания книжного уголка (речевое развитие) 3
6 Анализ и оценка содержания спортивного уголка (физическое развитие) 3
7 Анализ и оценка содержания игровой зоны 3
8 Анализ и оценка содержания зон социально-коммуникативно развития 3
а) Уголок дорожной безопасности 3
б) Уголок пожарной безопасности 3
в) Уголок патриотического воспитания 2,5
9 Анализ и оценка условий организации РППС 3
Для объективной оценки результатов работы коллектива в вопросе формирования РППС ДО, Управляющий Совет ДОО учредил ежегодный конкурс «Лучшая группа года» с переходящим кубком.
Таким образом, проектирование РППС, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организации «зон приватности»;
-предоставления права и свободы выбора;
-создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
-полифункциональности использования помещений и оборудования;
-возрастной и полоролевой адресованности оборудования и материалов. ;
- независимости в оценке результатов деятельности.