Светлакова Татьяна Георгиевна
Организация работы в группе на логопедическом занятии
Светлакова Татьяна Георгиевна
Учитель-логопед
ГБДОУ №33 компенсирующего вида
Приморского района
Санкт-Петербурга
Организация работы в группе на логопедическом занятии.
ФГОС ДО выделяет пять основных образовательных отраслей. Речевое развитие как одна из данных отраслей имеет прямую взаимосвязь с логопедией, а остальные четыре (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое) идут с ней в параллели. Работа с логопедом в дошкольном возрасте является фундаментом дальнейшего речевого развития ребенка, т. к. на ней строится коррекционная логопедическая помощь при нарушении письма и чтения (дисграфии и дислексии) в школьном возрасте. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение. Это реализуется с помощью логопедических занятий в дошкольном возрасте.
Публикация «Организация работы в группе на логопедическом занятии» размещена в разделах
Основные задачи логопедической работы :
• обучение правильному произношению всех звуков;
• развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
• развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
• развитие фонематического слуха;
• формирование и совершенствование связной речи;
Организация логопедической работы в группе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
В младшем дошкольном возрасте (3-4года) решаются задачи формирования речевого слуха — умения понимать звучащую речь, развития слухового внимания, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики и артикуляционной моторики.
В среднем возрасте( 4-5лет) стоят задачи формирования связной речи: построения словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений; совершенствования звукопроизношения; обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам); развитие слухоречевого внимания и памяти; развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции;
В старшем дощкольном возрасте 5-7 лет: у ребёнка происходит формирование фонетико-фонематических функций; он начинает определять на слух количество звуков и слогов в слове; он знакомится со звуковым анализом слова; проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте;
Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений
с детьми: занятия с группой, занятия в составе небольшой группы, занятия с одним ребёнком, т. е - индивидуальные, подгрупповые, фронтальные (групповые);
Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Эти занятия проходят несколько раз в неделю, к ним дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после закрепляют упражнения с воспитателем. Типы фронтальных занятий для логопедической группы :
• по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
• по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
• по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний
Количество и длительность фронтальных занятий зависит от возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.
Для каждого логопедического занятия :
1. четко определяется тема и цель занятий;
2. выделяется словарь, который дети должны усвоить в активной речи;
3. отбирается лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);
4. обозначаются основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;
5. подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;
6. обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;
7. включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;
8. при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;
9. предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;
10. включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. В любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей : необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.
Ход занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия технологии, используемые в каждой части занятия могут быть различными. После проведения занятия логопед анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, и намечает перспективу деятельности. Фронтальные (групповые) занятия представляют собой систему, включающую в себя игры, артикуляционную гимнастику, физические занятия и различные логопедические задания, как устные, так и письменные. Во время фронтальных занятий логопед работает со всеми детьми сразу, даёт одинаковые задания для всех детей в группе.
Для подготовки к фронтальным занятиям в случае необходимости дети могут посещать индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом. Чаще всего их посещение требуется детям с задержкой психического развития, общими нарушениями речи, ограниченными возможностями здоровья и т. д. Если при проведении подгрупповых и индивидуальных занятий большая часть времени уделяется постановке звуков детям, имеющим определённые одинаковые речевые дефекты, то фронтальная работа подразумевает «смешанную» работу, вне зависимости от степени развитости произношения звуков у того или иного ребёнка.
Основные преимущества фронтальных занятий перед подгрупповыми и индивидуальными : это, в первую очередь, проведение фронтальных занятий даёт логопеду большую свободу выбора в постановке цели и содержания урока. На таких занятиях осуществляется закрепление звуков, добавляются упражнения на расширение словарного запаса детей, происходит обучение грамматически правильной речи.
Фронтальные занятия – это основа не только коррекционного обучения, но и подготовительный этап для перехода ребёнка из детского сада на следующую ступеньку обучения – в школу. Для детей важное преимущество фронтальных занятий состоит в возможности наблюдения за сверстниками и в налаживании социального взаимодействия. Фронтальное обучение предоставляет также и возможность осуществления групповой работы детей над единой задачей, что развивает навыки сотрудничества. Эффективность группового обучения зависит от умения логопеда сформировать атмосферу творчества, показать важность каждого участника в процессе достижения общего результата. Кроме того, на протяжении всего занятия педагог должен поддерживать активность и удерживать внимание всех детей, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, что является сложными и весьма трудоёмкими задачами, в связи с чем длительность одного фронтального занятия зависит от возраста детей и не превышает 30 минут. Фронтальные занятия, таким образом, являются окончательным этапом в логопедическом обучении в детских садах. Для фронтальных занятий по звуковой культуре речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО широко применяется программа Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», рассчитанная на детей от 3 до 7 лет, предоставляющая систему игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающую детям сформировать мыслительные операции, научить понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Таким образом, фронтальная (групповая) логопедическая работа с дошкольниками имеет ряд преимуществ, среди которых важно отметить: широкие возможности выбора тематики и формы проведения занятий (для логопеда, обучение навыкам коллективной коммуникации и социализации, возможности наблюдения за сверстниками и совершения совместных действий для достижения общей цели для детей. Работа логопеда фронтально предполагает весёлый и интересный процесс обучения, при котором дети незаметно овладевают необходимыми навыками для своего дальнейшего развития.
Высокой продуктивности при фронтальной форме логопедических занятий с дошкольниками, способствуют :
-свободное размещение детей во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда, что позволяет им рассматривать изучаемые объекты, смотреть друг на друга, на логопеда;
-четкая и логичная система подбора вопросов, адресованная детям;
- разнообразие пособий, а также предварительный подбор материала для занятия;
-ориентация на общие интересы детей в целях активизации их высказывания;
-постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия : наиболее интересные фрагменты работы соотносятся с периодом нарастания усталости;
-корректность в исправлении речевых и иных ошибок детей.
К фронтальным логопедическим занятиям предъявляются требования:
1. Динамичность занятия.
2. Включения в него игровых фрагментов и сюрпризных моментов. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.
3. Частая смена различных видов деятельности.
4. Коммуникативная направленность, обучать общению с педагогом и друг с другом.
5. Обучение детей умению слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.
6. Использование разнообразного дидактического материала, красочного и удобного.
7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.
Таким образом, организация логопедической работы в коррекционных группах ДОУ предполагает системность, целенаправленность и поэтапность. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий, удовлетворять потребности и интересы каждого ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.