Валентина Серенко
Организация работы со сказкой
Работа над сказками делится на этапы :
1. Чтение. Работа над сказками начинается с чтения народных и литературных сказок. Чтение доставляет много счастливых минут, не раз заставляет детей подивиться богатству народной выдумки. Для детей лучшим путем восприятия является выразительное чтение воспитателя.
2. Разбор и обсуждение. Отправной точкой для характеристики является обсуждение концовки или наиболее яркой сценки сказки. Вопросы ставятся для самостоятельного решения, подготовленного всей работой.
3. Творческая работа. (Рисование и лепка из пластилина).
Публикация «Организация работы со сказкой» размещена в разделах
Нашим детям очень нравятся такие творческие занятия. Они сами выбирают
понравившиеся сюжеты из сказок, фантазируют и рисуют. Особенно популярна
у детей лепка. Каких только сказочных персонажей они умудряются лепить.
Такая работа развивает наблюдательность, воображение, изобразительную
способность, понимание прекрасного и любовь к искусству.
4. Небольшие сказки драматизируем, разыгрываем в лицах. Инсценировка сказок
помогает выражать сказочные характеры, развивать речь и творческие
способности детей. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность
каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Дети становятся добрее,
отзывчивее, заботливее и, главное, человечнее, верят в силу любви и добра.
5. Дети старшего дошкольного возраста сами придумывают сказки. По своему
содержанию сказки детей делятся на богатырские, о животных, фантастические
или волшебные. В них отражается мечта детей о том, чтобы не было бедных,
злых; осуждается жадность, трусость, жестокость, прославляются доброта,
трудолюбие, подвиги сильных и смелых людей.
Работа со сказкой должна иметь целеполагающий характер, т. е. выбор
сказки, формы работы зависят напрямую от конкретных задач (обучающих,
воспитательных, которые решает педагог в каждом конкретном случае.
Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире,
о взаимоотношениях людей, о проблемах возникающих в жизни, но и путях
выхода из ситуаций. Если воспитательная работа ведется методически грамотно,
то многие проблемы, например, во взаимоотношениях детей, снимаются почти
автоматически.
Работа со сказкой должна иметь свое логическое продолжение в других
видах деятельности; в рисунках, в лепке, аппликации, декламации, танцах и т. д. ,
чтобы закрепить полученные знания, образы, увидеть восприятия ее каждым
ребенком.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на
всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с
миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его
знания о действительности, главное - они вводят его в особый,
исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных
открытий.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не
только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о
педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал
для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов,
на которых дети постигают многообразие мира.
Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой,
что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических
чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к
человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка
благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой,
наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче
разобраться в самой действительности.