Надежда Горохова
Организация работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья посвящена организации работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Автор рассматривает формы и методы работы с родителями дошкольников, на основе анализа которых делает вывод, что только совместная работа педагогов и родителей поможет сформировать у дошкольников экологическую культуру и природоохранное сознание, воспитать у детей чувство бережного отношения к природе.
Публикация «Организация работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наши дни экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Путь воспитания экологической культуры дошкольника – путь поиска и открытий. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
Более 30 лет в нашем Центре создаются все условия для решения задач формирования основ экологической культуры. Воспитатели стараются расширять и уточнять представления детей о явлениях природы, знакомить их с некоторыми закономерностями, повторяющимися природными явлениями, формировать на этой основе реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логическое мышление, эстетическое отношение к природе.
Все эти задачи решаются более успешно, если родители сами любят природу и эту любовь стараются передать детям. Семья оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Дети рано начинают проявлять интерес к природе и взрослым надо использовать этот интерес, чтобы воспитать у них любовь и бережное отношение к ней. Дети очень восприимчивы как к хорошему, так и к плохому, и первые впечатления от общения с природой сохраняются у них всю жизнь. И, конечно, очень важно, чтобы они видели в семье то, что положительно влияет на их чувства, делает добрее, отзывчивее.
Родителям небезразлично, какими вырастут их дети. Поэтому в работе с родителями важно подчеркивать мысль о том, что положительное отношение к природе рождает доброту, отзывчивость и чуткость к окружающим людям; общение с природой позволяет полнее ощутить всю красоту жизни.
Вся работа с родителями направлена на то, чтобы вызвать у них глубокое чувство ответственности за судьбу природы, желание воспитывать у детей непримиримость к её бессмысленному уничтожению.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии, совместные походы, экскурсии).
В Центре проводятся конкурсы рисунков и поделок родителей и воспитанников» Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок»; «Лучшая поделка из природного материала». Ежегодно осенью в нашем Центре проводится конкурс «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец, или самый большой подсолнух.
В разное время года проводятся совместные с родителями и детьми экскурсии на природу, где воспитатель обращает внимание детей и родителей на изменения в природе, на воздух, траву и деревья, напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево. Дети и взрослые наблюдают за природой, вспоминают стихи, загадывают загадки, принимают участие в конкурсах. Экскурсия заканчивается (в зависимости от сезона) чаепитием на свежем воздухе, уборкой за собой мусора, а дома дети вместе с родителями зарисовывают свои впечатления.
Еще одна форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. Здесь помещаются материалы, которые могли бы помочь родителям в проведении прогулок с детьми на природе, практические советы о том, как могут помочь дети в труде на приусадебном участке, какие цветы можно вырастить на балконе, как нужно организовать подкормку птиц. Здесь же воспитатель может предложить родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи экологического содержания, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого.
Совместно с родителями и детьми мы ежеквартально выпускаем экологическую газету «Прикоснись к природе сердцем».
Большую помощь в воспитании у детей любви к природе оказывает детская художественная литература. Наши педагоги помогают родителям подобрать такие книги для домашнего чтения, которые в занимательной форме знакомят детей с миром природы, доступно объясняют происходящие в ней явления. В медиатеке нашего Центра имеются аудиокниги, презентации, мультфильмы по рассказам В. Бианки, Е. Чарушина и других писателей-природоведов.
В течение года проводятся народные, сезонные и природоохранные экологические праздники для детей и родителей.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в природоохранительных акциях, проводимых Борским отделением Всероссийского общества охраны природы, в которых наши воспитанники и их родители принимали активное участие:
«Зелёная ёлочка – живая иголочка»,
«Рябиновая аллея»;
«Птичья столовая».
Только знающие и любящие природу люди могут воспитать у ребенка чувство бережного отношения к ней. Надо стремиться к тому, чтобы не только воспитатели, но и родители хорошо знали природу, умели любоваться её красотой, поддерживали пробуждающийся интерес детей к природе и учили бережно к ней относиться.