Михайлова Наталья
Организация работы с родителями по формированию речевых компетенций
▼ Скачать
Организация работы с родителями по формированию речевых компетенций.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном
детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в
дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое
нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а
Публикация «Организация работы с родителями по формированию речевых компетенций» размещена в разделах
также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет
развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как
письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие
речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения,
так как именно они являются причинами дисграфии и дислекции.
Хочется особо заметить: взаимодействие детского сада и семьи -
необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так
как из опыта работы многих педагогов видно, что наилучшие результаты
отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Участие семьи в речевом развитии, в основном, начинается с момента
прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и последующие годы)
мы стараемся убедить родителей в том, что именно из роль в речевом
развитии значима; что все наши усилия без вашей помощи будут
недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование
речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
1. Следует реально оценивать состояние здоровья ребенка.
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка,
не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали:
не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, -
необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого
процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных
расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению
грамоте (освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи –
сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь
составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и
писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение
рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше
научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные
стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда
вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и
писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо - только
необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок
овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом
чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют от ребенка
определенного уровня развития, в том числе речевого. Известно, что
качественно владеть чтением и письмом невозможно без чистого
звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. овладение
грамотой - не самоцель, это определенный этап речевого развития
ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по
речевому и языковому развитию детей.
4. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему
введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него с родным
языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит углублять
его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему?
Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в
противоречия друг с другом.
Я сейчас вас познакомлю с некоторыми играми-занятиями, которые
можно проводить не отрываясь от ежедневных домашних дел. На кухне
можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
«Давай искать на кухне слова: «Какие слова можно вынуть из
борща, Винегрета, Кухонного шкафа, Плиты?»»
«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим «друг друга».
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем
вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в
«сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. Можно играть с
целью развития грамматического строя речи.
«Приготовим сок». «Из яблок сок. (яблочный); из груш.
(грушевый); из слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); из
моркови, лимона, апельсина и т. д. Справились? А теперь наоборот:
апельсиновый сок из. (апельсина) и т. д.
«По дороге из детского сада (в детский сад). «Я заметил». «Давай
проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть
предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем -
какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она
пушистая». Можно называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки.
Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и
т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,
скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор.»
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
«Перепутанница». «Жили были слова. Однажды они веселились,
играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам
распутаться. Слова: басока (собака, ловосы (волосы, посаги
(сапоги) и пр.».
Игра на обогащение словаря ребенка.
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Например, ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а
заяц. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади.
(жеребенок) и т. д.
Игра на развитие грамматического строя речи.
«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые»
слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, платье, кино,
метро, пальто). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У
Маши красивое пальто и т. п.» Задавайте ребенку вопросы и следите,
чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
Очень важно развитие мелкой моторики рук, я уже
неоднократно вам говорила, что чем развитие пальчики, тем лучше
речь детей. Вот некоторые упражнения. Вы на кухне готовите,
малыш рядом, дайте ему перебрать горох, рис, гречку, прямо как
«Золушке».
«Волшебные палочки» (спички без головок). Пусть он выкладывает
из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.
Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может перебирать
пуговицы, выкладывать из них, ярких ниточек красивые узоры.
И в конце своего выступления, я хочу предложить вам игру «Я дарю
тебе словечко». Один раз в неделю, например в выходной день, родители
«дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и
обязательно объясняют его значение. Слова самые разные: «весенние»
(капель, проталина, наст., «сладкие» (мармелад, щербет, джем. ,
«тяжелые» (гиря, штанга., «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко.).
Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы
получаете от чтения газет, журналов, книг.
– Не теряйте чувство юмора.
– Играйте с ребенком в разные игры.
– Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребёнка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребёнок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания. А ведь многие из них занимались своим ребёнком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились своей цели, которую перед собой ставили, — ребёнок умеет читать и писать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него.
В чём же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребёнка?
На эти и многие другие вопросы родители смогут найти ответы в новой комплексной программе, нацеленной на решение проблем разностороннего развития ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи. Особое внимание отводится формированию речи.
Взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно.
Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:
1. Следует реально оценить состояние здоровья ребёнка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
В нашей стране обследование ребёнка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть своё объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами, специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчё ркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребёнка, — необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).
3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи — сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей — это умение читать (и писать хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребёнка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребёнка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо — только необходимое средство, которым на определённом этапе ребёнок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо — сложные навыки, которые требуют от ребёнка определённого уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. Овладение грамотой — не самоцель, это определённый этап речевого развития ребёнка, который подразумевает серьёзную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
4. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребёнка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своём арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.
Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм, требующим серьёзной работы по его исправлению.
Исходя из вышесказанного, можно предложить методику по развитию речи, которая будет реализовываться в процессе взаимодействия педагогов и родителей и будет :
* учитывать состояние речевого развития детей на современном этапе;
* ориентироваться в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребёнка, а не только на возрастные;
* активно использовать педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;
* охватывать все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;
* рассматривать обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи ребёнка, являющуюся естественным её продолжением;
* тесно взаимосвязана с другими видами жизнедеятельности ребёнка;
* опираться на помощь родителей в вопросах развития речи детей.
С детьми проводят следующую работу :
ОБСЕДОВАНИЕ РЕЧИ. Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребё нка группы по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребёнка.
Цель обследования — выявление уровня речевого развития каждого ребёнка и группы в целом на начало учебного года; определение результативности работы по речевому развитию детей за предыдущий год, т. е динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).
Обследование речи — трудоёмкий процесс, на который обычно уходит 2-3 недели. От его результатов зависит планирование работы педагогов и родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследования даёт чёткую и ясную картину речевого развития каждого ребёнка группы.
Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы — заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе воспитатели отмечают сильные и слабые стороны речи ребёнка, намечают пути оказания помощи (если это необходимо) в развитии речи и дальнейшего её совершенствования. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьёй, иными словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объём их работы по развитию речи ребёнка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребёнка; от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребёнка и пр. Также принимает непосредственное участие в беседах логопед детского сада.
Родителям объясняется, что их участие в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком и пр. — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.
Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Детский сад (воспитатели, логопеды) владеют серьёзной информационной и методической базой для воспитания и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы ею могли воспользоваться и родители?
Самое лучшее — это опросить самих родителей (беседы, анкетирование, что позволит определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и родителей. Желательно учесть все высказывания и пожелания.
Разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию детей :
ИГРОТЕКА. Один раз в неделю во второй половине дня рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприятия: закрепление полученных детьми умений, представлений на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все желающие члены семей воспитанников группы (мамы, папы, братья, сёстры, бабушки, дедушки и др., которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспитателя по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различными речевыми дидактическими играми, поиграть в них со своим ребёнком и другими детьми; взять домой на время понравившиеся игровые материалы для индивидуальной работы со своим малышом.
ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Одной из форм общения педагогов и родителей может стать газета, которая вооружит родителей как теоретическими знаниями, так и практическими советами. Каждый выпуск газеты может быть посвящён какой-то одной проблеме речевого развития ребёнка : артикуляции звуков, грамматическому строю, развитию словаря и связной речи, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики и пр.
Рубрика «Домашнее задание» даёт родителям практические рекомендации
* по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции (какие артикуляционные упражнения следует разучить; как вводить и разучивать артикуляционные упражнения и пр.);
* по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребёнка и т. д.
Раздел «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
* «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
* «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка.
* «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
* «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребёнок называет «вкусное слово» и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
* «Приготовим сок». «Из яблок сок…. (яблочный); из груш…. (грушевый); из слив….(сливовый); из вишни….(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»
Одна из рубрик «Домашней игротеки» — «Мастерская Золушки».
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
* Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
* Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
«По дороге в детский сад (из детского сада)».
«Я заметил». «Давай проверим, кто из вас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор, красный нос и пр.»
«В свободную минутку».
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребёнка.
* «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей …. (чирикает). Сова летает, а заяц….(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок) и т. п.
Игра на развитие грамматического строя речи.
* «Упрямые слова». Расскажите ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, пальто, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребёнку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.
«Подвижные игры».
* «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук [ж]. Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, жук, книга…»
* «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, ы, э. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь [а], на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Понятие «взаимодействие с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным.
Предлагаются разные формы : выставки, праздники, традиции.
Традиционные игры. По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель: расширить словарь ребёнка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например, в выходной день, родители «дарят» ребё нку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст, «сладкие» (мармелад, джем, щербет, грильяж, «тяжёлые» (гиря, штанга, «лёгкие» (пух, снежинка, облака, пёрышко) и т. п. Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне — имя и фамилию того, кто его принёс. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку (коллекцию) и проводят разнообразные игры. Например, бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить значение. Если ребёнок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому : воспитатель по очереди достаёт бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребёнок (дети, который правильно называет слово, получает фишку.
Выставки. Родителей в разных формах убеждают в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказывается о разных видах работы : от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А узнать о том, как родители распорядились этой информацией, педагоги могут из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На выставке демонстрируются только те экспонаты (поделки, которые были сделаны детьми дома.
Речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (воспитатель берёт на себя организационные моменты и роль ведущего).
Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Желательно вводить задания, где соревнуются не дети между собой, а близкие друг другу люди (мама, папа и ребёнок). Например, кто из членов семьи сумеет правильно повторить скороговорку три раза подряд. В этом случае не возникает обид.