Базарова Наталия
Организация работы с дошкольниками по воспитанию толерантности к детям с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Организация работы с дошкольниками по воспитанию толерантности к детям с ОВЗ
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью, поэтому в воспитании толерантной личности важно использовать различные формы, методы и приемы работы.
Мероприятия, организуемые педагогами по актуальной теме:
Публикация «Организация работы с дошкольниками по воспитанию толерантности к детям с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
СКАЗКОТЕРАПИЯ. Сказкотерапия помогает воспитывать толерантную личность и создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка. Дети очень любят слушать сказки. Педагогами подобраны сказки, помогающие в воспитании толерантности. Дети слушают сказки, обсуждают содержание, смотрят мультфильмы по произведениям, инсценируют отрывки из них.
ПРИТЧИ. Притча – один из самых древних жанров, сохранившихся до настоящего времени. За долгую историю бытования сформировались основные жанровые признаки, оформились разновидности, определилась композиция, сложились характерные художественные особенности притчи. В современном определении притча – это «короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления». Притча заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, видеть промахи, становиться лучше. Притча учит нравственности.
Уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым, представляет ИГРОТЕРАПИЯ. Игра представляет собой деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжений повседневной жизни. Игры, способствующие развитию толерантности направлены на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми, на развитие умений распознавать чувства других людей, соблюдение дистанции в общении, понимании настроения окружающих, регулирования своего поведения, проявления чувства милосердия, сострадания к другим людям.
Сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей – общая задача психолого-педагогических и психотерапевтических методик, к которым примыкает ПСИХОГИМНАСТИКА.
Основные достоинства психогимнастики:
- игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
- сохранение эмоционального благополучия детей;
- опора на воображение;
- возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики:
- опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
- преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
- снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
- создание возможности для самовыражения;
- развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
Педагогом-психологом широко применяются игры и этюды на выражение основных эмоций: интереса, сосредоточения, удивления, удовольствия и радости, страдания и печали, отвращения и презрения, гнева, страха, вины и стыда. Общей целью этих этюдов является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить своё.
Музыкальный руководитель проводит следующие мероприятия:
- вечера отдыха;
- концерт участием детей и их родителей: «Впишите Доброту в расписание вашего дня»;
- мини-концерт: «По заявкам наших мам»;
- игровые и конкурсные программы;
- музыкальный аукцион: «Угадай и допой» - репертуар песен о дружбе.
- «Музыкальные комплименты» - дети посвящают друг другу свои любимые песни и танцы;
- музыкальная игра «Инсценировка песни» («Вместе весело шагать» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского, «Из чего же, из чего же…» сл. Я. Халецкого, муз. Ю. Чичкова).
Неиссякаемым творческим источником, который может открыть и подчеркнуть индивидуальность и уникальность каждого ребенка это АРТ-ТЕРАПИЯ. Во время занятий арт-терапией желательно включать красивую музыку. Музыка предаёт необходимый настрой и позволяет ребёнку погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. Примерный перечень музыкальных произведений для арт-терапевтических занятий: «Спящая Красавица» П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов «Вокализ», Бетховен соната №14 «Лунная», «Музыка Дождя», «Пение птиц».
Арт-терапевтические занятия: «Солнышко», «Бабочки и цветы», «Автопортрет», «Каменный остров», «В заколдованном замке».
Инструктор по физической культуре предлагает:
- путешествия, выход на природу;
«На природу за здоровьем» с проведением эстафет для детей с ОВЗ и нормально развивающимися сверстниками. Данное мероприятие научит взаимовыручке и сплочённости в детском коллективе.
«Здоровье даёт нам природа!» - даст детям представление о культуре здоровья и путях её развития через активный отдых на природе и в экстремальных ситуациях.
«Если с другом вышел в путь» - спортивный праздник с участием детей с ОВЗ и их нормально развивающимися сверстниками.
- совместные соревнования (дети с ОВЗ и без).
«Паутина» - соревнование, в котором дети делятся на две команды. Между деревьями натягивают верёвку, причём несколько раз на разной высоте. Затем участникам из каждой команды завязывают глаза. Задача: перебраться через «паутину», не задев её. Остальные подсказывают, помогают выполнить задание.
«К своим флажкам» - играющие делятся на группы и становятся в разных местах площадки. В центре каждого кружка – водящий с флажком (флажки имеют разный цвет). По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся приседают и плотно закрывают глаза, отвернувшись от водящих, которые в это время меняются флажками. По команде: «Все к своим флажкам!» - игроки открывают глаза, ищут свой флажок, бегут к нему и строятся вокруг. Эта игра воспитывает в детях взаимовыручку.
«По кочкам, по кочкам» - дети делятся на две команды. На земле рисуются круги (на равном расстоянии друг от друга). Дети берутся за руки, их задача – перебраться по кочкам на другой берег. Руки разрывать нельзя. Таким образом, первый игрок должен дождаться, когда все игроки, перепрыгнут на его кочку и только тогда продолжить движение. Эта игра сплачивает команду.
«Точный мяч» - дети делятся на две команды. Напротив каждой команды лежит обруч. Направляющие с мячом встают в обруч напротив своих команд. По сигналу они бросают первым в командах мяч, а сами бегут в конец колонны. Поймавший мяч становится в обруч и бросает мяч следующему в команде игроку. Выигрывает команда, направляющий которой быстрее вернулся в обруч. Игра помогает детям действовать в одной команде и понимать друг друга.