Екатерина Фролова
Организация работы с детьми среднего дошкольного возраста по воспитанию любви и привязанности к своей семье
▼ Скачать + Заказать документы
Екатерина Владимировна Фролова
воспитатель МДОУ «Д/с №69 о. в.»
Я узнал, что у меня
есть огромная семья :
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все мое, родное -
Это родина моя,
Всех люблю на свете я!
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ
Публикация «Организация работы с детьми среднего дошкольного возраста по воспитанию любви и привязанности к своей семье» размещена в разделах
Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране решаются в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, основной целью которой является повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности восприятия.
В программе «Детство», Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой патриотическое воспитание осуществляется через мир социальных отношений. В разделе «Социализация» формируются представления о семье, семейных и родственных отношениях. В средней группе детского сада нами были использованы следующие формы работы по формированию у детей семейной принадлежности:
• ситуативные разговоры о семье, профессиях членов семьи, детском саде, родном городе, стране, ее истории;
• дидактические игры «Собери фото своей семьи», «Кто за кем следует», «Найди маму», «Кто что делает», «Кем кто приходится»;
• слушание аудиозаписей: гимна страны, птичьих голосов русского леса;
• создание генеалогических деревьев семей средней группы «Непоседы» МДОУ «Д. с №69 о. в.»;
• наблюдение за трудом людей в детском саду и в городе;
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД, где дети средней группы расширяют представления о семье, родственных отношениях в семье, в увлекательной форме, путешествуя по знаменитой русской народной сказке
«Гуси-лебеди»
Задачи:
1. Познакомить детей с последовательностью роста и развития человека.
2. Расширять представления о своей семье.
3. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа, внук, внучка, брат, сестра).
4. Развивать умение составлять с помощью геометрических фигур членов своей семьи.
5. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
6. Совершенствовать грамматический строй речи (образование названий детенышей диких животных).
7. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, уважение ко всем членам семьи.
Оборудование и материалы:
Экран; проектор; ноутбук; мультимедийная презентация из 13 слайдов; муляж яблока; корзина с настоящими яблоками; картинки на каждого ребенка с изображением человека от младенца до взрослого; картинки на каждого ребенка с изображением детенышей и взрослых животных; набор геометрических фигур разного размера на каждого ребенка; музыкальный центр.
Музыкальный ряд: «В гостях у сказки», «Песенка Мамонтенка», музыка леса с голосами птиц.
Ход деятельности
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают в круг.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости. Сейчас я назову качество себя так, как называет меня ласково мама: доченька, а вы, передавая яблоко другу, назовите себя ласково, как вас называет мама. Игра «Я и мое имя» Дети садятся за столы.
Воспитатель : Ребята, а вам мамы читают сказки? Назовите, какие вы знаете сказки? (Дети перечисляют). А сейчас посмотрите на экран и угадайте, из какой сказки эта картинка? Слайд № 1 (иллюстрация из сказки «Гуси-лебеди».)
Воспитатель : Давайте вспомним эту сказку… (звучит музыка «В гостях из сказки») Жили – были отец да мать. Была у них дочка да сынок маленький. Доченька, — говорит мать, — мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Слайд № 2 (иллюстрация из сказки). Заигралась, загулялась, позабыла, что ей наказывали. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…Слайд № 3 (иллюстрация из сказки) Стала девочка плакать да рыдать…. Жалко вам, ребята, девочку? Что же предлагаю помочь девочке найти братца и отправится с ней в путешествие по сказке….
Слайд № 4 – сказочный лес – дети продвигаются по лесу – высоко поднимая ноги (через пеньки, на цыпочках (чтобы не разбудить лесных жителей)
Музыка сказочного леса - Слайд № 5 (речка) Встретилась нам на пути речка, да не простая, а молочная речка - кисельные берега. Речка-матушка, пропусти нас.
Речка: (голос со слайда) Ответите на мой вопрос - пропущу!
Воспитатель : Как, ребята, мы назовём одним словом родных людей, которые живут вместе? (Семья.) А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сёстры, мамы, папы, бабушки и дедушки и у каждого есть свои обязанности. Речка предлагает поиграть в игру «Кто что делает?» Слайд № 6 (с ответом детей появляется член семьи на экране)
• Вяжет, печет пирожки (бабушка)
• Ходит на рыбалку, смотрит футбол, ремонтирует мебель… (папа)
• Стирает белье, готовит обед, дает лекарство… (мама)
• Смотрит мультфильмы, играет в мяч… (ребенок)
Воспитатель : молодцы, ребята, справились с заданием, которое приготовила для вас речка.
Слайд № 7 (яблонька)
Воспитатель : отправляемся дальше, видите, яблонька стоит. Яблонька, покажи нам, куда гуси-лебеди братца унесли….
Яблонька: (голос со слайда) Покажу, если схему мою правильно соберете (Игра – составление схемы развития человека) Перед вами картинки, нужно разложить их по мере взросления человека: от малыша до взрослого.
Воспитатель : замечательно и с эти испытанием мы справились
Физкультминутка «Яблонька»
У дороги яблонька стоит (руки вверх полукругом)
И на ветке яблочко висит (рисуем в воздухе яблоко)
Сильно ветку я потряс,
Вот и яблочко у нас (ловим яблоко)
В сладко яблоко вопьюсь (имитация откусывания яблока)
Ах, какой приятный вкус! (поглаживание живота)
Воспитатель : Яблонька хочет предложить еще одно вам задание. Проходите за столы.
Слайд №8,9,10,11 Игра «Назови, кто кем кому приходится»
• Кем приходится мальчик маме? (Сыном)
• Кем приходится девочка папе? (Дочерью)
• А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)
• А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой)
• Кем являются родные девочка и мальчик? (Брат с сестрой)
• А он ей? (Братом).
Воспитатель : Ребята, вы справились с таким сложным заданием, отправляемся дальше…
Слайд №12 (печка)
Воспитатель : Смотрите, дети, стоит у дороги печка. Печка, скажи нам, куда гуси лебеди братца унесли?
Печь: (голос со слайда) Напекла я пирогов, для каждого члена семьи, а как разложить их, не пойму.
Воспитатель : Поможем печке? (Игра – составление семейного фото). С помощью геометрических фигур изобразите свою семью. Какие фигуры у вас на столе? Чем они отличаются? Большими геометрическим фигурами изобразите взрослых членов семьи, маленькими – детей. Расскажите о своей семье.
Воспитатель : Молодцы ребята, вышли мы на опушку, а на ней стоит избушка на курьих ножках. В избушке Баба-Яга сидит, самая умная в округе, рядом братец играет.
Слайд №13 (избушка с бабой Ягой и братцем)
Воспитатель : Отпусти братца с сестрицей, а мы все твои загадки отгадаем! Баба Яга превратила вас в детенышей разных зверей, вам нужно назвать в какого детеныша она вас превратила, и найти свою маму (действия детей звучит музыка «Песенка Мамонтенка»). Молодцы! Баба Яга вас расколдовала! Послушайте ее:
Баба Яга: (голос со слайда) Ребята, правильно ли поступила девочка, что бросила братца? Можно ли о ней сказать, что она послушная? А вы слушаете свою маму? (рассуждения, выводы детей)
Воспитатель : Вы помогли сестрице найти братца, если будете слушаться маму, то с вами никогда не произойдет беды. Молодцы, сестрица хочет угостить вас полезными яблоками!
Список литературы
1. Агапова И. А., Патриотическое воспитание в школе : научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с. : цв. ил. - ( Внимание: дети)
2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А., Детство: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
3. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жингаль Е. Н., Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 192 с.
Екатерина Владимировна Фролова
воспитатель МДОУ «Д/с №69 о. в.»
т. 22-09-57