Папки-передвижки

Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидов в условиях учреждения дополнительного образования

Наталия Гринина
Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидов в условиях учреждения дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района»

«Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидов в условиях учреждения дополнительного образования»

Разработан : методистом

Грининой Н. В.

2020-2021г. г.

Методические рекомендации по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования.

Публикация «Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидов в условиях учреждения дополнительного образования» размещена в разделах

Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким он родится – мы может только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И именно в этом сложнейшая задача для родителей и взрослых, которые отвечают за воспитание ребенка. Ведь каждый ребенок неповторим.

Образовательная политика нашего государства, учитывая изменяющиеся социально-экономические условия, определяет ориентиры для образовательных организаций. На сегодняшний день в приоритете обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, их становление и развитие. Почему данная категория под пристальным вниманием государства? Наверное, потому, что одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями во всём мире, и проблема их социализации стала очень актуальной. Признание прав таких детей, их интересов и потребностей, помощь в личностном развитии и выборе профессиональной деятельности теперь стало заботой государства. Нельзя оставлять без внимания данную категорию и учреждениям дополнительного образования. Как же правильно расставить приоритеты?

А самое главное - с чего начать?

Прежде всего, необходимо детально изучить выдержки из Закона 273-ФЗ «Об образовании»

Понятие «инклюзивное образование» в Законе 273-ФЗ «Об образовании» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». (№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 2, п. 27).

В детском творческом объединении дополнительного образования в составе одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста.

в Законе 273-ФЗ «Об образовании» «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» расшифровывается в следующем понятие : «как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». (№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 2, п. 16).

А также ещё раз обратить внимание на документ в дополнительном образованииПриказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 № 196 (с изменениями от 05 сентября 2019г, 30 сентября 2020г.) (далее – Приказ)в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и инвалидов.

Министерством образования и науки РФ разработаны «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 (далее — Методические рекомендации).

В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.

Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Совместное обучение дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Именно совместная интеграция способствует формированию у здоровых ребят толерантности, развивает чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству, совершенствует коммуникативные навыки. Дети становятся более зрелыми в личностном плане, гуманными гражданами, понимающими важность совместного проживания всех людей независимо от их индивидуальных особенностей.

Принципы инклюзивного образования основываются на конституционных правах каждого гражданина России на получение образования в опоре на следующие законодательные акты:

статья № 28 Конвенции ООН, защищающая права детей;

статья № 43 Конституции РФ;

статьи № 2, 5, 11, 34, 55, 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

статья № 19 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» : Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ с дополнениями и изменениями.

Дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой:

меньшая, чем в общем образовании, наполняемость группы: количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, п. 9, далее — Порядок);

практико-ориентированный характер обучения;

ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого учащегося;

возможность обучающегося максимально сконцентрироваться на любимом деле;

отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Педагогу нужно владеть общепринятой терминологией, которая необходима в работе с детьми с ОВЗ.

Содержание деятельности педагога обуславливается многими факторами, в том числе:

- спецификой нарушений развития ребёнка;

- уровнем его желания и активности;

- готовностью учреждения к инклюзивному образованию (условия обучения);

- готовностью педагогического коллектива;

- интересом родителей;

Закон об образовании даёт педагогическим работникам свободу в выборе средств, методов обучения и воспитания. Но следует помнить, что специфика работы требует профессионализма, знаний особенностей развития детей с особыми потребностями, определённых знаний по использованию современных образовательно-воспитательных технологий, поэтому работать с такими детьми должны педагогические работники, прошедшие соответствующую переподготовку.

Образовательный маршрут должен определяться на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии и с учётом особенностей развития и возможностей ребенка, порой и с непосредственным участием родителей.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного обучающегося,направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Для детей с ОВЗ он строится в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития, от пожеланий родителей, рекомендаций медиков и желания ребёнка. Такие программы имеют творческую направленность, включают творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки ребенка.

Обучение по индивидуальному учебному маршруту в сочетании с применением современных образовательных технологий помогает сделать образовательный процесс гибким и успешным в освоении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья дополнительных образовательных программ.

Каждый педагог дополнительного образования должен помнить о том, что

• деятельность обучающихся должна быть ориентирована на создание ситуации успеха;

• обучение и воспитание таких детей затруднено, потому что они воспринимают окружающий мир порой враждебно и агрессивно; им хочется «уйти» от такого мира;

• при реализации образовательной программы чаще нужно использовать игровую деятельность (дети учатся общаться друг с другом, упражнения по развитию общей и мелкой моторики, психогимнастику и релаксацию (снимает мышечные спазмы и зажимы);

• в процессе общения нужно принимать ребенка таким, какой он есть, не сравнивать с окружающими, обращаться только по имени;

• важно хвалить и поощрять ребёнка в целях повышения его самооценки (но ребёнок должен знать, за что его хвалят);

• замечания вредны и по возможности нужно делать их не так часто, не высмеивать слабости и ошибки;

• вести себя нужно спокойно в любой ситуации;

речь и поведение педагога важны: тон ровный и выдержанный, говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса;

• движения должны быть спокойными и уверенными;

• нельзя обсуждать при детях отрицательные качества их самих, их родственников либо других детей;

• ребёнок может чрезмерно фантазировать, придумывать в своих рассказах факты его жизни или окружающих и надо учитывать это в работе.

Активность родителей и их участие в образовательном процессе является залогом обучения и социализации детей с ОВЗ и инвалидов. Включение родителей в образовательную деятельность помогает им увидеть представление о своем ребенке с другой стороны и его месте в обществе, решить многие внутрисемейные проблемы, связанные с социализацией и обучением «особенного ребенка», раскрывает творческие возможности родителей и детей.

Введение обучающегося с ограниченными возможностями в здоровье в контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию в обществе.

Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.

Литература

1. Алехина С. В., Ананьев И. В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования. // Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию. Электронный ресурс: https://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=462 .

2. Буйлова Л. Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время — новые подходы. Методическое пособие. — М., 2015.

3. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительного образования детей : от замысла до реализации. Методическое пособие. — М., 2016.

4. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей” от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 [Электронный ресурс] https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29032016-n-vk-64109/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-adaptirovannykh/ Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 в последней действующей в 2018 году редакции от 03 августа 2018 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу.

Публикации по теме:

Анализ работы кафедры дополнительного образования за 2014–2015 учебный год В 2014 – 2015 учебном году кафедра дополнительного образования работала на основании локальных актов образовательного учреждения, решая.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Результаты работы с дошкольниками младшей группы по организации кружка дополнительного образованияРезультаты работы с дошкольниками младшей группы по организации кружка дополнительного образования В 2019-2020 учебном году с дошкольниками младшей группы были организованы занятия покружку дополнительного образования «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»(по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидов в условиях учреждения дополнительного образования
Опубликовано: 26 мая 2021 в 12:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидов в условиях учреждения дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Гринина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД