Наталия Гринина
Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидов в условиях учреждения дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района»
«Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидов в условиях учреждения дополнительного образования»
Разработан : методистом
Грининой Н. В.
2020-2021г. г.
Методические рекомендации по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования.
Публикация «Организация работы с детьми ОВЗ и инвалидов в условиях учреждения дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким он родится – мы может только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И именно в этом сложнейшая задача для родителей и взрослых, которые отвечают за воспитание ребенка. Ведь каждый ребенок неповторим.
Образовательная политика нашего государства, учитывая изменяющиеся социально-экономические условия, определяет ориентиры для образовательных организаций. На сегодняшний день в приоритете обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, их становление и развитие. Почему данная категория под пристальным вниманием государства? Наверное, потому, что одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями во всём мире, и проблема их социализации стала очень актуальной. Признание прав таких детей, их интересов и потребностей, помощь в личностном развитии и выборе профессиональной деятельности теперь стало заботой государства. Нельзя оставлять без внимания данную категорию и учреждениям дополнительного образования. Как же правильно расставить приоритеты?
А самое главное - с чего начать?
Прежде всего, необходимо детально изучить выдержки из Закона 273-ФЗ «Об образовании»
Понятие «инклюзивное образование» в Законе 273-ФЗ «Об образовании» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». (№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 2, п. 27).
В детском творческом объединении дополнительного образования в составе одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста.
в Законе 273-ФЗ «Об образовании» «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» расшифровывается в следующем понятие : «как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». (№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 2, п. 16).
А также ещё раз обратить внимание на документ в дополнительном образованииПриказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 № 196 (с изменениями от 05 сентября 2019г, 30 сентября 2020г.) (далее – Приказ)в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и инвалидов.
Министерством образования и науки РФ разработаны «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 (далее — Методические рекомендации).
В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.
Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Совместное обучение дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Именно совместная интеграция способствует формированию у здоровых ребят толерантности, развивает чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству, совершенствует коммуникативные навыки. Дети становятся более зрелыми в личностном плане, гуманными гражданами, понимающими важность совместного проживания всех людей независимо от их индивидуальных особенностей.
Принципы инклюзивного образования основываются на конституционных правах каждого гражданина России на получение образования в опоре на следующие законодательные акты:
статья № 28 Конвенции ООН, защищающая права детей;
статья № 43 Конституции РФ;
статьи № 2, 5, 11, 34, 55, 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
статья № 19 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» : Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ с дополнениями и изменениями.
Дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой:
меньшая, чем в общем образовании, наполняемость группы: количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, п. 9, далее — Порядок);
практико-ориентированный характер обучения;
ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого учащегося;
возможность обучающегося максимально сконцентрироваться на любимом деле;
отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования :
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Педагогу нужно владеть общепринятой терминологией, которая необходима в работе с детьми с ОВЗ.
Содержание деятельности педагога обуславливается многими факторами, в том числе:
- спецификой нарушений развития ребёнка;
- уровнем его желания и активности;
- готовностью учреждения к инклюзивному образованию (условия обучения);
- готовностью педагогического коллектива;
- интересом родителей;
Закон об образовании даёт педагогическим работникам свободу в выборе средств, методов обучения и воспитания. Но следует помнить, что специфика работы требует профессионализма, знаний особенностей развития детей с особыми потребностями, определённых знаний по использованию современных образовательно-воспитательных технологий, поэтому работать с такими детьми должны педагогические работники, прошедшие соответствующую переподготовку.
Образовательный маршрут должен определяться на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии и с учётом особенностей развития и возможностей ребенка, порой и с непосредственным участием родителей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного обучающегося,направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Для детей с ОВЗ он строится в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития, от пожеланий родителей, рекомендаций медиков и желания ребёнка. Такие программы имеют творческую направленность, включают творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки ребенка.
Обучение по индивидуальному учебному маршруту в сочетании с применением современных образовательных технологий помогает сделать образовательный процесс гибким и успешным в освоении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья дополнительных образовательных программ.
Каждый педагог дополнительного образования должен помнить о том, что
• деятельность обучающихся должна быть ориентирована на создание ситуации успеха;
• обучение и воспитание таких детей затруднено, потому что они воспринимают окружающий мир порой враждебно и агрессивно; им хочется «уйти» от такого мира;
• при реализации образовательной программы чаще нужно использовать игровую деятельность (дети учатся общаться друг с другом, упражнения по развитию общей и мелкой моторики, психогимнастику и релаксацию (снимает мышечные спазмы и зажимы);
• в процессе общения нужно принимать ребенка таким, какой он есть, не сравнивать с окружающими, обращаться только по имени;
• важно хвалить и поощрять ребёнка в целях повышения его самооценки (но ребёнок должен знать, за что его хвалят);
• замечания вредны и по возможности нужно делать их не так часто, не высмеивать слабости и ошибки;
• вести себя нужно спокойно в любой ситуации;
• речь и поведение педагога важны: тон ровный и выдержанный, говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса;
• движения должны быть спокойными и уверенными;
• нельзя обсуждать при детях отрицательные качества их самих, их родственников либо других детей;
• ребёнок может чрезмерно фантазировать, придумывать в своих рассказах факты его жизни или окружающих и надо учитывать это в работе.
Активность родителей и их участие в образовательном процессе является залогом обучения и социализации детей с ОВЗ и инвалидов. Включение родителей в образовательную деятельность помогает им увидеть представление о своем ребенке с другой стороны и его месте в обществе, решить многие внутрисемейные проблемы, связанные с социализацией и обучением «особенного ребенка», раскрывает творческие возможности родителей и детей.
Введение обучающегося с ограниченными возможностями в здоровье в контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию в обществе.
Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.
Литература
1. Алехина С. В., Ананьев И. В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования. // Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию. Электронный ресурс: https://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=462 .
2. Буйлова Л. Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время — новые подходы. Методическое пособие. — М., 2015.
3. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительного образования детей : от замысла до реализации. Методическое пособие. — М., 2016.
4. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей” от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 [Электронный ресурс] https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-29032016-n-vk-64109/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-adaptirovannykh/ Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 в последней действующей в 2018 году редакции от 03 августа 2018 года, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу.