Татьяна Сергеевна
Организация работы по патриотическому воспитанию через специально организованную воспитательно-образовательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи …Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачёв [1, с. 7])
Публикация «Организация работы по патриотическому воспитанию через специально организованную воспитательно-образовательную деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и оцениваем. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим, у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. [2,с. 6].
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» [3].
Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с другой стороны, его уважение ко всем окружающим.
Именно поэтому коллектив педагогов нашего детского сада обратился к теме нравственно - патриотического воспитания.
Учитывая специфику нашего дошкольного образовательного учреждения: его расположение, социум, запрос населения на образование и воспитание, социальный заказ общества, и изучив общественное мнение, мнение родительской общественности, наш педагогический коллектив понял, что созрела необходимость в обновлении методов и организационных форм взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в контексте нравственно-патриотического воспитания.
Основная цель нашей работы – совершенствование системы патриотического воспитания в ДОУ, обеспечивающей формирование основ нравственности и гражданственности ребенка-дошкольника.
Задачи:
1. Формировать чувственное, эмоционально-действенное отношение к своей семье, родному дому, детскому саду, городу, краю, стране.
2. Направить познавательную активность детей на системное выявление важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.
3. Формировать представление о культурно-историческом наследии страны, о людях, живущих в Хабаровском крае и создающих своим трудом ценности культуры и все необходимое человеку для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
4. Формировать у воспитанников чувство любви и уважение к Родине, родному краю, интерес к культурному прошлому (патриотическое воспитания на основе краеведения).
5. Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, к их подвигам во имя России, к человеку труда.
6. Освоить и внедрить новые формы и технологии взаимодействия участников проекта по нравственно- патриотическому воспитанию : в системе педагог – воспитанник – родитель; в системе детский сад-социум.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже связывают его со своим народом, своей страной.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Принципы построения содержания образовательного процесса:
- Единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;
- Взаимодействие педагогического и родительского коллективов;
- Научность и достоверность используемой информации, материалов;
- Тематическое планирование;
Модель взаимодействия участников педагогического процесса по воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у дошкольников.
Работа с детьми.
Воспитание, развитие ребенка – это длительный, многофакторный процесс, воздействующий на эмоциональную, волевую, интеллектуальную, предметно – практическую и другие сферы, который условно представлен этапами совместной деятельности детей и взрослых, составляющими алгоритм воспитательно-образовательного процесса :
При планировании работы с детьми мы опираемся на следующие методические принципы:
Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственному дошкольному возрасту.
Общими формами работы с детьми по патриотическому воспитанию могут быть :
– целевые прогулки;
– экскурсии;
– труд детей;
– изобразительная деятельность.
Как же в образовательной деятельности, в играх, в трудовой деятельности решаются задачи патриотического воспитания? Знание о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:
– занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);
– занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и т. д.);
– занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание,
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Поэтому планируя работу по патриотическому воспитанию, я непременно намечаю, какие игры (сюжетно-ролевые, строительные) могу провести с детьми, что может предложить им сделать самим, какие дать темы для рисования, аппликации, конструирования.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину-защитнику Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием. Интерес к ним может быть вызван рассказами о солдатах, проявивших героизм.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к его богатствам.
Труд ребенка невелик и не сложен, однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для своих друзей, для города, для детского сада. Совместно с родителями мы проводим работу по озеленению участка детского сада, изготовление игрушек для малышей, починка книг — все это те доступные дошкольникам дела, которые способствуют воспитанию у детей гражданских чувств.
Эмоциональная атмосфера на занятиях, в играх играет большую роль в воспитании чувств детей. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Старшие дети уже знают о своем родном городе. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы. Уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях. Педагог коротко объясняет, зачем нужна библиотека, универмаг, комбинат бытового обслуживания. Экскурсии к памятникам, обелиску погибшим воинам сопровождаются уже более подробным комментарием. Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, принимают посильное участие в субботниках (полить цветы, сгрести листья). Круг интересов и представлений детей жизни воспитатель не ограничивается только близким географическим окружением.
Педагогические методы и средства, используемые в работе с детьми :
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения;
- элементарный анализ;
- метод моделирования и конструирования;
- метод проектной деятельности;
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств;
- решение логических задач; - экспериментирование.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности :
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает об изобретении человека, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в изобретательстве;
- беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих
знаний ;
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
При взаимодействии с детьми используются следующие виды деятельности :
Игровая деятельность
Исследовательская деятельность
Речевая деятельность
Познавательная деятельность
Художественно-эстетическая деятельность
Культурно-досуговая деятельность
Физкультурно-оздоровительная работа
Внедрение в практику проектной технологии, создание в группах музейные мини-экспозиции на тему «Куклы народов России», «Мужество защитников», «Ордена и медали героев» и др. заставляют дошкольника размышлять, задавать вопросы, гордиться тем, что он часть такой большой страны, как Россия.
Знакомство детей с культурой своего народа и народов других национальностей обогащает их знания, прививает уважение и взаимопонимание. Дети становятся отзывчивыми, доброжелательными. Формируются эмоционально окрашенные чувства причастности к истории и традициям своего народа. Приобретение этих культурных ценностей способствует развитию патриотизма - интегрированного свойства личности маленького гражданина, которое он сможет проявить на уровне человеческих взаимоотношений, чувств, поступков, нравственных позиций, помогающего ему становиться личностью[5].
Благодаря такому обширному и тесному сотрудничеству у юных кадетов зародилось много традиций:
1. Значимое событие в жизни юных кадетов – торжественное мероприятие «Посвящение в юных друзей кадетов», где воспитанникам старших групп были вручены красные береты – как символ мужества и славы. Церемония посвящения в кадеты - красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадет, так и для родителей и педагогов.
2. Значки – как символ чести и достоинства, на которых изображена эмблема нашего детского сада с надписью «Юный кадет»
3. Парадная форма, которая состоит из красной рубашки и бежевых брюк для мальчиков и бежевых юбок для девочек, кофта красного цвета для всех ребят. Обязательным атрибутом формы является красный берет.
4. Проведение акции «Подарок ветерану», где юные кадеты в торжественной обстановке во время празднования Дня Победы вручали ветеранам войны цветы и подарки, сделанные своими руками.
5. Участие в смотрах военно-патриотической песни и строевой подготовки.
6. Экскурсии в вертолетны йполк, по памятным местам и музеям города Хабаровска (площадь воинской Славы, краеведческий музей имени Н. И. Гродеково)
7. Традиционные праздники «Честь имею!», «Смотр строя и песни», «Смотр-конкурс кадетских групп».
8. Цикл мероприятий по теме «Моя Родина Россия».
9. Дисциплина «Основы физической и строевой подготовки»
10. Участие в различных конкурсах. Неоднократно юные друзья кадетов становились призерами и победителями городских, региональных, всероссийских конкурсов.
Проводились мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию :
выставки рисунков: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя Родина»; рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта;
экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;
экскурсия по городу на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям);
экскурсия военный вертолетный полк;
прослушивание песен о родном городе (крае, области);
беседа о символике России, объяснение значения пословиц о Родине и многое другое.
Взаимодействие с социумом
Цель: создание открытой системы сотрудничества ДОУ с микросоциумом (общественные и культурных организации микрорайона, города); создание условий для обеспечения всестороннего развития дошкольников и их успешной социализации.
Социальными партнерами дошкольной организации являются
Войсковая вертолетная часть • Совместные праздники
• Экскурсии в танковую часть
• Социальная акция «Сделай подарок солдату»
• Акция «Посади дерево» как символ памяти празднования значительных событий жизни страны.
• Военно-спортивная игра «Зарница»
Детская библиотека • Познавательные занятия
• Ознакомительные экскурсии
• Выставки детского творчества, фотовыставки
• Проведение книжных праздников
• Участие в тематической «Неделе детской книги»
Центр патриотического воспитание
• Познавательные занятия
• Проведение экскурсий по площади Воинской славы и ЦПВ
• Выставки творческих работ
• Наглядная информация и выставки рисунков детей
• Фотовыставки
Музей воинской славы
• Экскурсии
• Познавательные занятия
• Творческие выставки
• Тематическая неделя «Мини-музей в детском саду»
• Обзорная информация по музеям города (путеводитель)
• Фотовыставки
СК «Ерофей Арена»
• Помощь в проведении мероприятий
Центр ГО и ЧС
(выставочный отдел центра Противопожарной пропаганды и общественной связи)
• Экскурсии в музей «Противопожарной безопасности»
• Передвижная выставка «Азбука пожарной безопасности для самых маленьких»
• Выставки творческих работ на темы пожарной безопасности
• Выставки детской литературы, фотовыставки
• Выставки дидактических игр и методических материалов
• Консультации для педагогов и родителей
• Наглядная информация по вопросам пожарной безопасности
Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами повышает качество образования в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, поскольку в процесс психолого-педагогического сопровождения вовлечены не только сотрудники ДОУ, но и представители других организаций, обладающие разнообразными ресурсами, богатым опытом и знаниями в своих областях.
Работа с родителями
Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих личностное развитие ребенка, становление его нравственных ценностей. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.
С целью развития кадетского движения в МАДОУ № 23 при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются как традиционные формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, информационные стенды, так и интерактивные.
Перспективный план работы с родителями
по патриотическому воспитанию детей старшей группы
Формы работы Содержание работы Сроки проведения
Планирование работы с родителями
1. Банк данных по семьям воспитанников Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников :
• "Социальная анкета семьи";
• анкета для родителей "Мой ребенок и его индивидуальные особенности";
• тест "Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?";
• анкета "Семья глазами детей";
• изучение рисунков детей "Моя семья". сентябрь-октябрь
2. Анкетирование
и опросы Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:
• анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей;
• опрос "Ваши пожелания и ожидания".
сентябрь
1 раз в квартал
3. Родительские собрания Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей :
• "Гражданин воспитывается с детства";
• "Влияние природы на всестороннее развитие личности ребенка".
ноябрь
апрель
4. Заседания "Круглого стола" • "Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины";
• "Из чего складывается трудолюбие?" декабрь
февраль
5. Дни открытых дверей Участие родителей в групповых занятиях, проектах 1 раз в квартал
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов
1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы 1. Занятия с участием родителей:
o "Что есть дома интересное, о чем можно рассказать";
o "Семейные реликвии".
2. Семейные проекты:
o "Я и моя семья";
o "Мой дом. Моя улица";
o "Широка страна моя родная";
o "Наши родные защитники";
o "Наши мамы и бабушки";
o "Война в истории моей семьи".
3. Встречи с интересными людьми:
o спасателем;
o музыкантом;
o военнослужащим;
o ветеранами войны.
4. Участие в организации выставок :
o "Природа и фантазия";
o "Прошлое и настоящее предметов быта";
o "Новогодняя композиция".
5. Экскурсии по городу, в школу, на площадь Славы.
6. Выставки работ, выполненных детьми и родителями:
o "Моя улица";
o "Космический коллаж";
o "Мир строит, а война разрушает".
7. Оформление "Летописи группы".
8. Участие в акции «Голубь мира»
октябрь
апрель
сентябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель декабрь
март
февраль
май
октябрь
ноябрь декабрь
в течении года, май
ноябрь
апрель
май в течении года
21 сентября
2. Праздники, развлечения • "День знаний";
• Семейный праздник "Давайте познакомимся";
• "Праздник урожая";
• "Новогодний утренник";
• «Зарница»;
• "День защитника Отечества";
• "Праздник 8 Марта";
• "Масленица";
• Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья";
• "День смеха";
• "Праздник Победы";
• "Здравствуй, лето". сентябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
март
апрель
май
июнь
Педагогическое просвещение родителей
1. Наглядная педагогическая информация 1. Тематические выставки:
o "Воспитание у детей любви к природе";
o "Мой дом. Мой город";
o "Прогулки с детьми по городу";
o "Как знакомим детей с окружающим миром".
2. Памятки для родителей:
o "10 заповедей родителям";
o "Известные люди о воспитании любви к Родине";
o "О воспитании у детей трудолюбия".
3. Выставки детских работ;
4. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. в течение года
2. Консультирование • "Азбука общения";
• "Как приучить детей охранять природу";
• "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне";
• "Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе" октябрь
ноябрь
март
апрель
в течение года
Предполагаемый результат на выход из подготовительной группы
Организация кадетской группы «Орлята» даст возможность для дальнейшего обучения воспитанников в военных и гражданских учебных заведениях. Данный подход позволит повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации образовательно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Конечный результат работы по нравственно - патриотическому воспитанию спроектирован в виде-модели выпускника дошкольной организации.
В результате проводимой работы у дошкольников должна сформироваться основа новой модели поведения будущего гражданина своего города, патриота малой родины, способного переносить жизненные трудности, адаптированного к возникающим проблемам, активно ищущего пути их решения. У выпускников подготовительных групп, к моменту окончания дошкольной организации, должны быть сформированы следующие качества личности:
1. Творческая, эмоционально отзывчивая личность, имеющая положительные, разнообразные, богатые переживания, активная, любознательная уверенная и оптимистичная, хорошо представляющая возможность реализации своего творческого «Я», восприимчивая к новизне, оригинальности, с развитой фантазией.
2. Физически развитая личность, осознающая, что время и социокультурная ситуация в мире требуют от него быть сильным, здоровым и вести здоровый образ жизни.
3. Нравственная личность, овладевшая средствами общения и способная взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Знающая общепринятые нормы поведения в обществе, обеспечивающая культурно - исторические ценности прошлого в формировании таких нравственных начал, как: гуманизм и милосердие, патриотизм и интернационализм, честность, справедливость, уважение к окружающим людям, любовь к близким, родным, служение Отчизне, соблюдающая нормы поведения в повседневной жизни, активно участвующая в делах группы, детского сада.
Проводимая работа по нравственно- патриотическому воспитанию позволяет повысить интерес детей к юнармейскому движению, к людям, защищающим Родину, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической, духовно-нравственной позиции дошкольника, которая является основой личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно в полном объеме в том случае, если обеспечивается взаимосвязь всех компонентов, актуализация жизненного опыта и активация детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе «педагог – ребенок – родитель».
Создание кадетских групп, повышает престиж дошкольной организации в городе, регионе. Оказывает родителям помощь в воспитании детей, формировании у них трудолюбия, уважение к родным, близким, дисциплинированности, навыкам безопасности в быту, социуме, природе. Новая форма работы – организация кадетского движения в детском саду – станет прекрасным «мостиком», по которому дошколята пойдут в школу.
Библиографический список.
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.
2. Лунина В. Г. Воспитание детей на традициях русской культуры. М. : ЦГЛ, «ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ», 2004.
3. Данилина Г. Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы». – М. : АРКТИ, 2003.
4. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-ое изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2011.
5. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. - М. : Школьная Пресса, 2012.