Алла Кобзарева
Организация работы «Патруль безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культуры безопасного поведения у детей – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, дома, в общественном месте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребность.
Публикация «Организация работы „Патруль безопасности“» размещена в разделах
Наш детский сад «Лучик» стремится дать своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры безопасного поведения у детей. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. И, разумеется, в этом плане детский сад играет первостепенную роль.
В нашем детском саду с 2016 реализуется проект «Школа безопасности», в рамках которого детей знакомят с правилами безопасного поведения. Целью данного проекта является применение полученных представлений о безопасности в жизни дошкольника, развитие инициативы детей. Этому способствует грамотно организованная работа, патруля безопасности "Для этого была разработана технологическая карта, патруля безопасности", с описанием деятельности взрослого и деятельности детей.
На первом этапе мы поставили проблему соблюдения норм безопасного поведения окружающими людьми. Мотивировали детей на высказывания о несоблюдении норм. Задавали вопросы по правилам взаимодействия с людьми и предметами. Это были задачи деятельности взрослого. Провели беседу, обращали внимание на различные ситуации проблемного характера, которые случаются в жизни. Таким образом, мы подвели детей к тому, что они высказывались, приводили примеры нарушения правил. Подтверждали собственную компетентность, знание и соблюдение правил безопасного поведения. Это нас подвело, к организации работы второго этапа и деятельность воспитателя заключалась в том, чтобы предложить новую форму работы – патруль. Чтобы работа была наиболее эффективной, мы привлекали к деятельности детей, которые активно воспринимают все, что происходит, обсуждают, анализируют, задают вопросы в процессе общения. Также мы демонстрировали слова клятвы:
• Я (имя, вступаю в члены «патруля безопасности», клянусь:
• Быть достойным членом «патруля безопасности»
• Всегда приходить на помощь тому, кому трудно
• Знать и выполнять правила безопасности, рассказывать их среди ребят
• Не допускать нарушения правила безопасности не взрослому, не детьми
• Обещаю быть верным помощником «патруля безопасности»
Мы придумали атрибутику, провели беседу о том, как можно принять детей в члены «патруля безопасности». Это мотивировало детей к деятельности, которые придумывали атрибутику, обсуждали какая лучше. Следующий этап заключался в том, чтобы придумать правило членов патруля, сделать образец пробного патруля и составить график. Деятельность детей заключалась в том, чтобы участвовать в этом патруле и выполнять правила. Далее работа была организована как активное участие детей в патрулировании. Задачи педагога заключались в том, чтобы сопровождать детей, добиваться проговаривания сути найденного нарушения. Регулировать передвижение, следить за дисциплиной. Обращать внимание не только на предметы, но и на поведение и эмоции окружающих. Решение поставленных на этом этапе задач способствовала организация деятельности детей, которые осматривали территорию, замечали нарушение правил безопасности. Оставляли метки на опасных участках, в виде красного флажка. Подходили к детям, поведение или эмоции которых вызывают тревогу.
Таким образом, мы подошли к последнему этапу нашей работы, которая заключалась в том, чтобы обсудить результаты патрулирования. Организовать высказывания детей. Под диктовку детей фиксировать в специальном журнале те моменты, о которых нужно сообщить родителям или иным взрослым (сотрудникам детского сада). Благодарить детей за патруль. Призывать, также внимательно осматривать территорию и наблюдать за людьми и за пределами детского сада. Это дало возможность детям сделать умозаключение о том, что было самым важным в их работе, они припоминали то, что успели увидеть и отметить на патруле, что уже сделали (остановили детей, убрали ветку т. п.). Диктовали замечания для журнала.
Таким образом, мы можем говорить о том, что у детей появились знания, умения, навыки безопасного поведения в окружающей действительности, что очень важно для гармоничного развития личности. Дети старались обращать внимание на то, что опасно не только среда, но и человеческий фактор (поведение или эмоции детей, которые вызывали тревогу).
Мы уверены, что если работа будет вестись в системе, то социальная внимательность, социальная наблюдательность, будут развиваться, и дети действительно смогут без контроля взрослого и увидеть и оценить эту опасность. Данная работа в высокой степени способствует развитию социального интеллекта, проявлению самостоятельности и инициативности детей.