Елена Васенина
Организация предметной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметной среды
Я работаю воспитателем в группе раннего возраста, вот уже более 10 лет и считаю, что одной из важнейших задач в этом возрасте как раз является игровая деятельность. ^
Игра — одна из важнейших средств познания окружающего мира. Это сложное, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию нагляднообразного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Публикация «Организация предметной среды» размещена в разделах
Поэтому я перед собой поставила следующие задачи: создание адекватной предметной среды для развития процессуальной игры; обогащение игрового опыта детей.
Начала я свою работу сопрограммы воспитания и обучения в детском / саду» под редакцией Васильевой^И пришла к выводу, что развитие игровой деятельности, не является главной задачей в программе, она представлена кратко и в самых общих чертах. Я прочла педагогическую литературу, самостоятельно разработала задания, основным принципом которых является многофункциональность, т. е. направленность нескольких задач.
Второе, что я сделала, это обогатила развивающее пространство в группе. Потому, что правильная организация предметной среды является одним из важных условий возникновения и развития процессуальной игры.
В групповом помещении должно быть достаточное количество разных игрушек, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию того или иного сюжета. Поэтому в своей группе я создала зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр: приготовление еды, кормление, купание кукол, игры в больницу, парикмахерскую. В определенных местах размещаются машины и строительный материал.
Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим детям, играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки я разместила так, чтобы они находились в свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы малыши легко могли находить нужные для игры предметы.
Условных зон у меня получилось семь. Почему условных, потому что игровое пространство не должно ограничиваться игровыми уголками. Игра - это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть, там где ему удобно. Например, лечить кукол, играть с маленькими игрушками (пупсиками, мелкими зверюшками, птичками и пр.) он может на свободном столике или на коврике. Я могу предложить ребенку, покормить свою собачку на коврике, здесь будет ее будка.
В группе малыши могут играть в больницу. Где их ждет кукла-врач. Там можно послушать и назначить больному лечение, сделать процедуры на удобной кушетке.
В уголке ряженья, можно не только примерить понравившуюся юбочку, но и привести себя в порядок. Потому, что на столике и на полочке, которая там висит можно найти разные шампуни, крема (пустые баночки от косметики, расчески, феном посушить голову, завязать бантик.
А если ты хочешь быть строителем в удобном для малышей тумбах стоят ящики с различным строительным материалом. Там находится более пяти видов разных конструкторов. Малышам очень нравится строить для машин гаражи. На полках большой выбор машин от маленького до большого размера.
Сенсорный столик, где находятся пирамидки, башенки, игры-вкладыши, счеты и т. д., я разместила на двух тумбах низкого размера.
У нас в группе есть книжный уголок, где малыши могут посмотреть иллюстрацию, предметные и сюжетные картинки и книги. На маленьком стульчике стоит домик, в нем живут книги. Малышам очень нравится самостоятельно рассматривать иллюстрации, рассказывать потешки. Книги я подбираю следующим образом, чтобы в них было много картинок и мало текста и изображения были понятными.
Группу я украсила комнатными цветами. Есть у нас аквариум, в нем живет рыбка. А еще у нас живет попугай Кеша, он умеет повторять слова за детками.
Я учла, что игровые уголки имеют свою специфику: в одних проходят шумные игры, а другие - спокойные. Например, я сама размерила, закупила строительный материал, и по моей схеме был построен домик, с наличниками. На окошках повесила шторы, в дом поставила столик и стульчик. Теперь в него можно зайти и уединиться, отдохнуть. А еще мы его используем, как декорацию. К нам приходят детки из старших групп и показывают сказки.
А еще есть место где расположился «гараж» там есть машины на которых можно ездить самим, катать кукол и т. д. А так же много атрибутов для обогащения этой игры.
Самую большую часть в нашей группе составляет кукольный уголок. Там стоит мебель. Есть кухня где можно приготовить что-то для кукол, есть посуда и продукты. А если кукла устала ее можно положить в кроватку, там постелены постельные принадлежности, укрытые мягким, нежным покрывалом. Стоит шкаф в нем хранятся вещи в которые можно переодеть куколку. За столом можно покормить кукол, посадив их на красивые резные стульчики. Ну, а если уж случилась не приятность и кукла пролила чай, то можно постирать в ванночке платье, а потом ее погладить на гладильной доске утюгом.
На самой большой и свободной стене я организовала учебную зону. В которой я выделила: экологию и развитие речи. На ней вывешивается обучающий материал.
Для полноценного физического развития детей в ирге устроен физкультурный уголок. Где есть шведская стенка (лесенка для лазанья, кольцеброс, метание мяча в цель (яблоко,мячи разного размера, цвета и фактуры.
Я считаю немалым свом достижением, что с каждым годом сокращается период адаптации. Теперь он проходит более спокойно. Во многом это объясняется тем, что мне удалось создать в группе теплую, домашнюю обстановку, организовать щадящий режим для нуждающихся этом малышей.