Светлана Калинина
Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе
Непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер, является организация предметно-развивающей среды. С точки зрения психологии, среда – это условие, процесс и результат саморазвития личности, а с точки зрения педагогики, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе» размещена в разделах
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, мы опиралась на все вышесказанные требования.
В нашей группе предметно-развивающая среда состоит из нескольких центров, которые удовлетворяют потребности ребенка во всей вышеперечисленной активности, приобщают детей к творческой деятельности, способствуют саморазвитию и самореализации.
Но сегодня я бы хотела более конкретно остановиться на предметно-игровой среде, которая является частью развивающей предметной среды. Игры и игрушки в развивающей среде занимают ведущее место. Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей.
Игра для ребенка – это его работа. Поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Также игра предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.
Предметно-игровая среда в нашей группе организована таким образом, чтобы каждый из детей мог найти для себя то, что ему интересно, чтобы каждый мог участвовать во всем многообразии игр – сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных и т. д.