Пакиза Елчиева
Организация предметно-развивающей среды как средство развития познавательного интереса у дошкольников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. В диссертации исследуется проблема развития познавательного интереса дошкольников подготовительной группы. Интерес к познанию, потребность в освоении новых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности. Желание и способность приобретать знания есть свидетельство хорошо развитого познавательного интереса. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении должна способствовать активности, самостоятельности дошкольника в процессе познания и развития у него познавательного интереса.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды как средство развития познавательного интереса у дошкольников подготовительной группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому тема актуальна.
Оригинальность и глубина проработки. Опираясь на исследования С. Л. Рубинштейна, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, Б. Л. Леухина, Л. И. Божович, А. К. Марковой, М. В. Матюхиной, автор проанализировала следующие понятия: «познавательный интерес», уточнила понятие «познавательный интерес у дошкольников в предметно-развивающей среде» понимая под этим «избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями, а средством является создание предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации». Исследователь раскрывает сущность познавательного интереса через структуру и последовательность стадий его развития. Оптимальной для развития познавательных интересов дошкольников является предметно-развивающая среда. Предметно-развивающая среда обеспечивает синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности.
Наиболее эффективными условиями развития познавательных интересов у дошкольников, по мнению Ворониной О. В., являются: использование разных видов творческих заданий; создание положительной эмоциональной атмосферы и ситуации успеха; предоставление возможности выбора каждому ученику для интеллектуальной и творческой активности.
Безусловный интерес представляет разработанная и апробированная модель развития познавательного интереса у дошкольников в предметно-развивающей среде, которая включает три блока: целевой, предметно-пространственный и результативно-диагностический.
В практической части, Ольга Викторовна описывает констатирующий эксперимент, выделив в качестве критериев познавательного интереса : устойчивость; локализованность и осознанность.
На этапе формирующего эксперимента автор апробирует модель и педагогические условия развития познавательного интереса у дошкольников в предметно-развивающей среде.
Убедительность аргументации. Исследователь убедительно доказывает, что представленная модель, способствует развитию познавательного интереса дошкольников, если реализуются разработанные педагогические условия и используются разные зоны активизации познавательного интереса воспитанников.
Результаты исследования подтверждаются качественными и количественными данными. Контрольный срез уровней развития познавательного интереса дошкольников показал положительную динамику.
Общая грамотность и качество обработки материала. Работа написана грамотно, научным языком, в экспериментальной части использованы диаграммы, таблицы и представлена количественная обработка результатов.
Обоснованность сделанных выводов. Итоги экспериментальной работы дают возможность автору подтвердить гипотезу своего исследования, а разработанная модель с зонами активизации познавательного интереса дошкольников может быть полезна учителям начальной школы.