Оксана Мордовина
Организация предметно-пространственной среды группы для развития познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность в ДОУ должна строиться в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и основываться на интересе детей, приносить им удовлетворение, способствовать развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость. Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста, является неотъемлемой частью реализации образовательной программы ДОУ.
Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком.
Публикация «Организация предметно-пространственной среды группы для развития познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте.
Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию
Еще, Л. С. Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.
Об этом же говорит Е,Е. Кравцова в своей книге «Разбуди в ребенке волшебника», малыши по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами позволяет познать их свойства, качества и возможности. Дети любят экспериментировать, и главное достоинство заключается в том, что именно исследование даёт реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, и со средой обитания.
Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, обладающая признаками неисчерпаемости, информативности и удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Для детей младшего возраста вся окружающая их среда является источником для познания и исследования. Основная цель воспитателя – познакомить ребенка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить по-разному, действовать с предметами. Дать возможность малышам проявить свою любознательность. А что может быть лучше, чем познание через исследование. В ходе экспериментов дети получают самые прочные знания, которые позволяют познать мир. А наличие соответствующей предметно – пространственной среды, позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы.
В группе раннего возраста необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Для организации познавательно – исследовательских действий в нашей группе имеются
три центра
«Центр познания»;
«Центр вода - песок»;
«Центр Экспериментирования»,
Центр «Познания»
Центр познания направлен на развитие познавательно – исследовательской деятельности, сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики, воображения, речи.
Включает в себя наборы пособий и материалов: пирамидки на конусной основе из колец, напольная пирамидка, грибочки –втулки, кубики с предметными картинками, сюжетно- дидактическое панно с прикрепляющимися на :пуговицах, кнопках, липучках; бочонки с тремя, четырьмя, пятью вкладышами; стаканчики, лото, настольно – печатные игры, рамки вкладыши с геометрическими формами, стержни для нанизывания цветных шаров, набор для забивания: молоточек с втулочками; шнуровки, тематические наборы картинок (животные, овощи и фрукты, одежда, обувь); набор разрезанных картинок и многое другое.
Условия размещения центра «Познания» :
• Свободный доступ.
• Располагать в близи света (окна).
• Соответствующая высота оборудования.
• Материал размещается мозаично.
Любой предмет, предназначенный ребёнку, доступен для него. Кроме этого для детей этого возраста, важно расположение одинаковых и аналогичных игрушек рядом, по несколько экземпляров. Игрушки располагаю так, чтобы само положение их как бы подсказывало ребенку игру. Главное требование, предъявляемое к игровому материалу - его развивающий характер, побуждающий детей к самостоятельности, экспериментированию, к исследованиям, развитию воображения и творчества.
Безусловно, я приветствую самостоятельное экспериментирование малышей, так как в процессе этих действий ребёнок открывает для себя некоторые свойства предметов.
В предметном экспериментировании развиваются наглядно - действенное мышление, память, внимание, воображение. (Дети постоянно исследуют предметы, экспериментируют: старательно подбирают предмет, который можно просунуть в окно машинки, пытаются в матрешке закрыть шарик, по желобу прокатить машинку и непременно уложить неваляшку, обложив ее со всех сторон деталями конструктора и т. п.).
И все же длительно заниматься самостоятельно малыши еще не могут. Поэтому я всегда рядом, чтобы при необходимости помочь ребенку, заинтересовать его, организовать совместные действия. Обязательно помогаю ребенку доводить начатое дело до конца (нанизывать все колечки, собрать все половинки матрешек). Так как без помощи взрослого ребёнок еще не представляет, что может получиться в результате. Для него это настоящее открытие, приводящее в восторг.
Легче всего детям раннего возраста дается различение величины предметов : большой - маленький. И это можно понять. Вокруг ребенка очень много предметов контрастных размеров. Для формирования умения детей исследовать предметы по форме, материалу предлагаю им игру «Чудесный мешочек», в который помещаются хорошо знакомые предметы с чётко выраженными формами.
Малышам очень нравится соединять две одинаковые части цилиндра, вкладывать маленькие мисочки в большие, играть с матрешкой, разъединяя и соединяя ее половинки.
В группе имеются и другие игры, направленные на решение этих задач: дидактическая игра «Мозаика», «Полянка с грибочками», «Подбери наряд», нанизывание на шнурок разных по размеру и цвету бусинок, простые шнуровки, предметные картинки для группировки предметов по цвету.
В игровых упражнениях с дидактическими панно, в котором присутствуют липучки, крючки, кнопки, молнии и т. п., возрастает интерес к играм, сосредоточенность и самостоятельность детей, формируется познавательная мотивация деятельности.
В нашей группе познавательное экспериментирование организовано практически во всех зонах активности.
Детям этого возраста очень увлекательно исследовать строительный материал – кирпичики и другие детали конструктора. Мы используем в своей группе в совместной деятельности деревянный конструктор (он устойчивый, а также пластиковый, Lego, мягконабивные модули и «мякиши» (мягкие сюжетные кубики). Рядом с конструкторами располагаю игрушки для обыгрывания (резиновые, пластмассовые зайчики, собачки, кошечки и т. п.).
Уже в возрасте двух лет дети с интересом рассматривают картинки, книжки и альбомы: «Мамы и детки», «Овощи и фрукты», «Виды транспорта», «Одежда», «Посуда», «Мебель» и другие.
Периодически наблюдая в группе за растениями, у детей формируется представление о комнатных растениях как о живых существах.
Для развития слухового представления в группе имеются музыкальные инструменты (шумелки) сделанные своими руками. Дети с удовольствием исследуют их и играют.
Следующий центр, созданный в нашей группе, это центр «Воды и песка».
Этот центр помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей Организуя игры с водой и песком, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов.
Условия размещения центра
• Размещается подальше от игровых зон.
• Свободный доступ.
• Располагается вблизи источника света.
• Соответствующая высота оборудования.
Набор для игры с водой: Стол-поддон, резиновые и пластиковые игрушки (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, кораблики, цветные камушки, ракушки, различные формочки, заводные игрушки, орудия для переливания и вылавливания (сачки, удочки, черпачки, кувшин, резиновая груша, ёмкости разных размеров и разной формы, лейки, водяная мельница, цветные губки, клеёнчатые фартуки, ворсистый коврик на пол.
Набор для игры с песком: Стол – песочница, формочки разной конфигурации, Предметы – орудия (совочки, грабельки, лопатки, деревянные колышки, молоточки, ёмкости разного размера, природный материал (ракушки, камушки,шишки, бросовый материал (крышки, пробки, игрушки для закапывания (шарики, кубики) ,клеёнчатые фартуки.
Экспериментируя с водой, детям очень нравятся такие игры: «Соберём водичку», «Тонет –не тонет», «Налей и вылей», «Водяная мельница», «Мыло фокус покажи», «Лови рыбку», «Купаем куклу».
Большую радость доставляет малышам игра с песком. Дети еще не умеет делать «куличики», но с увлечением копают песок, насыпают его в формочки, баночки.
Также предлагаю малышам игры типа «Найди в песочке камешек (колесико и т. п.) , «Сухой- мокрый», «Песочная мельница», рисование на песке, игры с ситечками, «Испечём куличики»,
Центр «Экспериментирования»
Поддерживая детский интерес, важно обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающейся в ближайшем окружении. Сюда можно включить эксперименты и опыты с ветром, воздухом, водой, глиной, снегом, льдом.
Набор для экспериментирования: Стол с клеёнкой, клеёнчатые фартуки, материалы для пересыпания и переливания (фасоль, горох, макароны, пустые пластиковые бутылки, банки, воронки, формочки для приготовления цветных льдинок, трубочки для продувания, поднос, пулевизатор, мыльные пузыри, зеркало, магниты, электрический фонарик, краски, разнообразный природный, текстильный, бросовый, строительный материал.
Детей очень увлекает заниматься смешиванием цветов, и получать промежуточные цвета, испытывая при этом восторг, каждый раз делая для себя открытие.
Большую радость детям доставляет знакомство со свойствами воздуха, его движением, а помогают нам в этом эксперименты такие как: «Помашем веером», «Воздух есть везде», «Воздушные шары», «Мыльный пузырь».
Выявить свойства воды нам помогают игры-эксперименты: «Волшебная водица», «Льдинка-невидимка», «Тёплая-холодная», «Прозрачная водичка»
Формировать умение узнавать предметы сделанные из бумаги, определять её качества (цвет, гладкость, толщину)и свойства (мнётся, рвётся, режется, размокает) помогают следующие эксперименты: «Сомни бумагу», «Бумага намокает», «На чём мы рисуем», «Намочи бумагу».
Через эти опыты малышам даётся возможность проявить свою любознательность. А что может быть лучше, чем познание через исследование, а входе экспериментов они получают самые прочные знания. Именно такие знания позволяют детям познать мир и иметь собственное творческое мышление.
В заключении хочется отметить, что малыши моей группы активно действуют и интересуются окружающими предметами, многие проявляют настойчивость в достижении результата своих действий, а я старюсь поддерживать у них этот интерес и, конечно же, создавать предметно-пространственную развивающую среду. И роль взрослого в этот период не спешить помогать малышу, тем более действовать за него. А дать возможность «поэкспериментировать» попробовать разные варианты действия с предметами. И от особенностей стимулирования и организации предметно пространственной среды зависит успех в развитии ребенка.