Оксана Валерьевна Немолочнова
Организация предметно-пространственной среды для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
Требования к организации предметно-пространственной среды
Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т. д. Поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо:
Публикация «Организация предметно-пространственной среды для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
• 1) создать соответствующие условия для зрительного восприятия;
• 2) оптимально использовать наглядные пособия;
• 3) применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;
• 4) подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.
К особым, специфическим, требованиям следует отнести следующие:
• - соответствующая освещенность (общая освещенность помещения должна составлять 1 000 Лк, на рабочем столе ребенка - 400-500 Лк);
• - ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5-10 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15-20 минут в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте); режим зрительной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребенка;
• - смена вида деятельности на деятельность не связанную с напряженным зрительным наблюдением;
• - особые требования к наглядности.
Для зрительного восприятия необходимы следующие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для снятия и предупреждения зрительного утомления.
В понятие достаточной освещенности помещения входят яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, устранение слепящего действия источников света, а также резких и глубоких теней, приближение спектра излучения искусственных источников к спектру дневного света. Предпочтительнее всего иметь в детских садах светильники типа СК-300, в комнате размером 62 м2 должно размещаться 6 светильников, общая электромощность которых составляет 1 800 Вт, а удельная мощность на 1 м2 - 30 Вт.
Правильное размещение светильников (в два ряда по три светильника, расстояние от стен до светильников - 1,5м, между рядами 3 м) обеспечивает равномерное освещение.
Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места столы, за которыми сидят дети, ставят не далее чем на 0,5 м от светонесущей стены, так, чтобы свет падал слева. Не рекомендуется закрывать шторами верхнюю часть окна, занавески надо располагать по краям оконных проемов. Детей с низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы, ближе к окнам.
Мебель должна быть подобрана по росту детей. Важно следить за правильной посадкой ребенка за столом в течение всего занятия. Воспитатель постоянно смотрит за тем, чтобы дети не снимали очки и не смотрели поверх стекол, как это часто делают дети младшего дошкольного возраста.
В обучении дошкольников чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличений и т. д., к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. Предметы и объекты, которые демонстрируют фронтально, т. е. для всех детей одновременно, располагают на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Не следует задавать вопросы, пока педагог не убедится в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.
Во время рассматривания картины дети должны подходить к ней, чтобы видеть, что на ней изображено, при этом педагог направляет внимание детей на выделение в картине главных и второстепенных объектов, побуждает детей к активному анализу содержания.
Следует учитывать, что детям с нарушениями зрения значительное время требуется на то, чтобы рассмотреть предметы, выделить их характерные признаки. Зная особенности зрительного восприятия детей, педагоги должны способствовать полноценному познанию детьми окружающего мира. Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть ими всесторонне обследованы. Индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, рисунки и другие предметы - детям следует рассматривать на расстоянии не менее 30-35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние является наиболее оптимальным для зрительной работы.
Для рисования хорошо использовать мольберты, а при рассматривании иллюстраций на стол следует ставить подставку для книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом.
Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов. Мел должен быть мягким и хорошего качества; хорошо использовать цветные мелки. При показе практических действий (вырезывание, лепка, рисование, конструирование и др.) педагог позволяет детям подойти к нему, чтобы видеть, как выполняется работа. Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о необходимости достаточного контраста между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом. При демонстрации того или иного предмета надо убрать из поля зрения лишние объекты. На 5-7-й минуте, если работа идет на близком для глаз расстоянии, следует проводить физкультурные минутки для снятия зрительного утомления.