Ручина Светлана
Организация предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
Публикация «Организация предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
· Социально-коммуникативное развитие
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое развитие
· Физическое развитие.
1. Насыщенность необходимых материалов для всех видов детской деятельности, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.
2. Гибкость игрового пространства.
3. Полифункциональность (наличие предметов-заместителей).
4. Вариативность материалов и оборудования для свободного выбора детей.
5. Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Организацию развивающей среды в группе стараюсь строить с учетом ФГОС ДО таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, особенностей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Среда развивает только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной.
Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать свои идеи.
Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой» для «выращивания» в ней личности.
Постоянно изменяющаяся предметно-пространственная среда находится в состоянии особой динамики и требует дополнения в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи».
Однако родители часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Для того, чтобы привлечь родителей в процесс грамотного оснащения и пополнения предметной среды как в группе, так и в домашних условиях использую формы работы с родителями, которые с годами уже оправдали себя: консультирование родителей, семинары, практикумы. Деятельность по реализации проектов «Мой родной край», «Дикие животные», «Красивый наряд», «Уют в группе» и др. позволила привлечь к совместной работе родителей с детьми. В зависимости от поставленных задач, сообща обговариваем каждое мероприятие, решаем проблемы. Благодаря этому, родители проявляют интерес,так как каждый вносит частичку своего труда, умения.
Смоделированная предметно-пространственная развивающая среда позволяет детям проявлять творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Пространство группы оборудовала в виде хорошо разграниченных развивающих центров оснащенных большим количеством материалов: для социально-коммуникативного развития центр «Сюжетно-ролевой игры»; для психологической разгрузки «Мы дружим с тишиной»; для познавательного развития центр математики, мини-лаборатория «Экспериментальная»; центр «Уголок природы», «Мой край»; конструктивный уголок «Строители»; для речевого развития центры «Мини - библиотека», театральный центр «В гостях у сказки»; для художественно-эстетического развития «Территория творчества».
Развивающая среда, созданная в группе, обеспечивает личностно-ориентированное воспитание, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.
Предметно-развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции, и способствует развитию самостоятельной активности ребенка.