Папки-передвижки

Ознакомление младших дошкольников с природой родного края в условиях детского сада

Ленара Казакова
Ознакомление младших дошкольников с природой родного края в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление младших дошкольников с природой родного края в условиях детского сада

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

Природа – источник материальных и культурных благ человека и могучий источник познания. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботится о растениях и животных. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. [3,с. 8]

Публикация «Ознакомление младших дошкольников с природой родного края в условиях детского сада» размещена в разделах

В детском саду дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение и практическими действиями. Например, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в поле, на лугу; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространённые из них по характерным признакам.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её. [7,с. 37]

Формирование элементарных экологических представлений детей осуществляется круглый год в процессе разнообразных видах деятельности.

В процессе формирования экологических представлений можно использовать метод наблюдения и собственную продуктивную деятельность детей в природе и в уголке природы.

Наблюдение – основной метод познания природы. В работе с детьми используются различные типы наблюдений, определяемые содержанием формируемых знаний: одноразовые и многоразовые. В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, за растениями и птицами. Наблюдения эти должны быть кратковременными, но часто должны повторятся.

Наблюдение развивает у детей мышление способность видеть и чувствовать замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире, обогащает свои знания, чувства. У ребенка формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В процессе наблюдения воспитатель объясняет цель наблюдения, задает вопросы, направляет внимание детей на характерные особенности объекта или явления.

В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы дети рассматривали объекты, слушали издаваемые ими звуки, поглаживали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами. Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. [5,с. 229]

Очень важна игра в экологическом воспитании детей. Игра - это деятельность ребенка, он в ней живет, и без нее он не будет обучаем. Она активизирует умственные способности. Включаются экологические, дидактические и подвижные игры. В рамках игры дети получают новые знания, трудовые действия, наблюдают за объектами природы. Расширяют знания и представления ребенка о природе книги, например, А. С. Пушкин, А. Л. Барто, З. Н. Александрова, О. И. Высоцкая, И. П. Токмакова - о солнышке, о дожде, о ветре, о листопаде. [6,с. 182]

Ведущей формой организации педагогического процесса являются занятия. На занятиях в младших группах наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями. Для рассматривания животных, комнатных растений, малышей сажают полукругом. Первые наблюдения проводятся с небольшим числом детей.

Детей привлекает всё движущееся, яркое, поэтому первыми проводятся наблюдения за живыми объектами. Необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Для этой цели используется складной вольер, вокруг которого на стульчиках размещаются малыши. В начале наблюдения воспитатель побуждает животное к движению (кладёт на расстоянии пищу, гладит). При этом необходимо предоставить детям возможность самостоятельно наблюдать за объектом. Затем воспитатель направляет внимание детей путё м вопросов: «Что делает? Как ест?». Также рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги? Какие глаза, уши?». Рассматривание растения следует начинать с выделения наиболее яркого признака. Затем определяют основные особенности строения растения (стебель, листья, цветы, форма, величина, цвет). Наблюдения носят кратковременный характер. Чтобы удержать внимание детей, воспитатель даёт им небольшие поручения, а именно: насыпать зерно в кормушку, налить воду в поилку, полить растения.

Помогая выделить основные признаки объекта, воспитатель предлагает малышам провести пальцем вдоль стебля растения, погладить животное. Можно использовать и игровые приёмы, например, приём имитации движений животного, его голоса. При повторных наблюдениях можно использовать сюрпризные моменты. Например, раздаётся стук в дверь, и входит котёнок, или же вносят корзину, а в ней кролик. В заключении воспитатель может прочитать стихотворение, спеть песенку. Во второй младшей группе также один раз в две недели организуются занятия по ознакомлению с природой. Их тематика связана с содержанием работы и с особенностями сезонных явлений в природе. В процессе обучения следует шире использовать игрушки, картинки, природный материал, который позволит каждому ребёнку детально познакомиться с нужным предметом.

В осенний период воспитатель проводит несколько занятий по ознакомлению детей с овощами и фруктами. У малышей воспитывает умение различать их по форме, окраске, вкусу, узнавать на ощупь. В процессе рассматривания воспитатель задаёт вопросы «Что это? Как называется? Какого цвета?», организует обследование объектов, - даёт ребёнку подержать овощи (фрукты) проверить твёрдость, обвести форму и т. д. [1,с. 31]

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Значение уголка природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения во время прогулок или на занятиях кратковременны. В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения, в результате чего у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за растениями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к растениям, ответственность за порученное дело. [8,с. 165]

Большое место в обучении с младшими дошкольниками занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов и явлений, наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных и т. д.

Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, магнитофонных записей, и др.). [4,с. 53]

При наглядных методах используются приёмы показа, обсуждения результатов проведённых наблюдений, демонстраций. Рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большого образовательного и воспитательного эффекта, создаёт благоприятные возможности для развития мышления дошкольников.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, мышления и практики. [2,с. 117]

Праздничные утренники занимают особое место в системе ознакомления с природой в детском саду. Помимо проведения утренников, комплексных и тематических занятий, можно использовать и другие формы: концерты, развлечения, экскурсии и т. д.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

Литература:

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 1973. – 256с.

2. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. - М. : Просвещение, 1978. – 154с.

3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию / – М. : О. А. Воронкевич. – М. : Просвещение, 2005. – 170с.

4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2003, - 56с.

5. Каменева, Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева. - М. : Просвещение, 1991. - 240с.

6. Каменева, Н. Г. Мир природы и ребенок / Н. Г. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. А. Каменева. - М. : Просвещение, 2003 - 319с.

7. Лучинин, М. В. Детям о природе / М. В. Лучинин. - М. : Просвещение, 1989 - 115с.

8. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду / М. М. Марковская. - М. : Просвещение, 1989 - 165с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Огород на окне»Фотоотчет «Огород на окне» Фотоотчет " Огород на окне" Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одна из наиболее эффективных.

Перспективное планирование на 2014–2015 учебный год в подготовительной группе (сентябрь). Программа «От рождения до школы» Перспективное планирование на 2014-2015 учебный год в подготовительной группе. Месяц СЕНТЯБРЬ Комплексно-тематическое планирование на сентябрь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление младших дошкольников с природой родного края в условиях детского сада
Опубликовано: 24 марта 2015 в 20:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление младших дошкольников с природой родного края в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Ленара Казакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД