Оборок Ольга
Организация педагогического процесса в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Контрольная работа по учебной дисциплине:
«Педагогика»
на тему: «Организация педагогического процесса
в разновозрастной группе»
Выполнила: Оборок Ольга
1. Понятие «разновозрастная группа», преимущества и недостатки воспитания детей в разновозрастной группе детского сада. Принципы комплектования детей в разных видах разновозрастных групп в дошкольном учреждении.
Публикация «Организация педагогического процесса в разновозрастной группе» размещена в разделах
Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы.
Разновозрастная группа - объединенная группа детей с различным уровнем физических и умственных способностей, образованная в силу сложившихся обстоятельств либо целенаправленно, с целью осуществления конкретной коррекционной работы.
Целью деятельности разновозрастной группы является : всестороннее формирование и развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей в условиях разновозрастной группы.
Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.
Преимущества разновозрастных групп
1. Развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью. При этом педагоги могут выявить способности детей, которые лучше и быстрее схватывают материал. Соответственно, такие дети могут раньше идти в школу, а также заниматься в специализированных классах.
2. Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше.
3. Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать.
4. Ответственность. Взаимодействие детей старшего, среднего и младшего возраста является важным фактором при работе в группах. Занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности.
5. Получение разносторонних знаний. Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться.
6. Занятия с учетом умственных и психологических особенностей, а не возраста. При формировании групп с каждым ребенком индивидуально проводит беседу с малышом, чтобы понять уровень его развития. После определенных тестов формируются группы. Это позволяет распланировать на дальнейшее занятия с различным уровнем сложности.
7. Индивидуальный подход к ребенку. Поскольку группы в детском саду небольшие, то во время занятий удается уделить внимание каждому ребенку. А учитывая разницу в возрасте, проявляется индивидуальность детей.
8. Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель выполняет роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным. Третьей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.
Недостатки разновозрастных групп. Учебно – воспитательная работа в разновозрастных группах имеет ряд определенных сложностей, наиболее сильно проявляющтеся в группах, укомплектованных детьми резко контрастного возраста. В первую очередь это трудности организационного характера :
1. Проблемы создания необходимого воздушно – теплового режима.
2. Различная степень восприимчивости детей разного ваозраста к инфекционным заболеваниям и отличающийся уровень развития самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности.
3. Трудности при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащение педагогического процесса.
Порядок комплектования разновозрастной группы. Разновозрастная группа открывается на основании приказа заведующего детского сада и может быть сформирована как на учебный год, так и на летний период. Разновозрастная группа создается при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения (в пределах выделенных средств) и организуется в помещениях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности, оснащенных необходимым игровым и спортивным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и материалами, соответствующими возрасту детей и реализуемой программе. Прием детей в разновозрастную группу детского сада оформляется приказом заведующей.
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу (рекомендуется на 1 сентября в каждой смешанной группе иметь списки детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей).
В зависимости от возрастного состава и количества детей, комплектование детей в малокомплектном ДОУ в группы и подгруппы может быть следующим:
в трехгрупповом ДУ :
- две группы – дети смежного возраста,
- одна – старшие дети одного возраста.
в двухгрупповом ДУ :
1 способ: две группы детей смежного возраста – 2 и 3 года, 4 и 5 лет.
2 способ: две группы детей резко контрастного возраста – 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет.
3 способ: две группы детей относительно контрастного возраста – 2 и 4 года, 3 и 5 лет.
в одногрупповом ДУ, где фактически вместе воспитываются дети смежного, контрастного и резко контрастного возраста выделяются три подгруппы :
2 группы – дети смежного возраста.
1 группа - старшие дети одного возраста.
2. Особености построения режима дня в разновозрастной группе, его специфика в группах, скомплектованных по смешанному, контрастному и смежному принципам.
Режим дня разновозрастной группы должен оказывать развивающее воздействие на всех детей, способствовать их гармоничному развитию.
С гигиенических позиций оптимальными являются следующие типы малокомплектных дошкольных учреждений:
1. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежного возраста (преддошкольная, дошкольная группы).
2. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежных возрастов и одной подготовительной группой.
При подборе контингента разновозрастной (смешанной) группы следует исходить из возможности организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
Реализация такого принципа возрастного комплектования групп дошкольного учреждения позволяет с максимальной эффективностью решать воспитательные, образовательные задачи, проводить мероприятия по охране и укреплению здоровья детей. Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение.
Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в программе для каждого года жизни ребенка. В условиях смешанной группы это не возможно, так как происходит совпадение во времени разных процессов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех.
В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой, например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин.
Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т. п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т. к. у них меньше длительность дневного сна). В то же время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый).
В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4 - 5 минут проводится утренняя гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми.
Специфика организации режима дня
1. При наличии в составе группы детей двух возрастов за основу берётся режим дня более старших детей, режимные моменты с младшими детьми начинают на 5 – 10 минут раньше, чем со старшими.
2. Пи определении общего режима для детей резко контрастных возрастов (трех-четырех) от 3 до 7 лет за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.
3. Прогулка на улице не проводится при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту младших детей разновозрастной группы.
Важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).
Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т. д.
Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками ДУ. Чтобы предупредить сокращение времени для самостоятельных игр и занятий, а также длительность прогулки, обеспечить своевременное питание, в детских садах установленный режим детской жизни обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей он обновляется.
Последовательность проведения режимных процессов в течение дня в разновозрастной группе можно представить так. В группе дневного пребывания день начинается с приема детей. Примерно за 10—15 минут до утренней гимнастики педагог предлагает детям средней и старшей подгрупп заканчивать игры, дежурным приступить к накрыванию на стол, а с младшими начинает утреннюю гимнастику. Затем проводится гимнастика со старшими детьми, а младшие под наблюдением няни идут умываться и первыми садятся завтракать.
После первого занятия со всеми подгруппами младшие дети играют или вместе с няней одеваются на прогулку, а воспитательница проводит второе занятие с детьми средней и старшей подгрупп, потом выходит со всеми гулять. Когда прогулка заканчивается, первыми возвращаются малыши, их встречает няня и начинает раздевать, а дети постарше собирают материал и игрушки, приводят участок в порядок и тоже приходят в группу, раздеваются и готовятся к обеду. Малыши в это время уже садятся за накрытые няней и дежурными столы. Умывшись, приступают к обеду и старшие. По мере окончания еды дети готовятся к дневному сну. Поскольку обед заканчивают все почти одновременно, старшие помогают малышам раздеться и лечь, а потом ложатся сами.
Первыми просыпаются и встают старшие дети. Под руководством воспитателя они принимают воздушно-водные процедуры и начинают играть. Потом встают малыши и после закаливающих процедур (старшие и здесь могут помочь) включаются в игры. Воспитатель руководит играми. Затем проводится подготовка к полднику. Младшие дети первыми садятся за стол, вскоре к ним присоединяются старшие. Через некоторое время вместе с дежурными воспитатель начинает подготовку к вечернему занятию (с детьми младшего, а иногда и среднего возраста). Свободные от занятия дети продолжают играть. По окончании занятия младшие дети присоединяются к играм старших.
В такой же последовательности проводится подготовка к вечерней прогулке, возвращение с улицы, подготовка к ужину и ужин. Все это позволяет обеспечить разную длительность режимных процессов, а т акже воспитывает правильные взаимоотношения между детьми: у старших формируется внимание к малышам, развивается умение уступать младшим товарищам, а малыши в свою очередь с уважением отзываются о старших, ценят их заботу.
Список литературы
1. Аванесов В. Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. - М. : Наука, 2009.
2. Бутенко, В. Н. Особенности отношений дошкольников в разновозрастных группах детского сада. // Психология обучения. - 2011. - № 12.
3. Герасимова Е. Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. - М., Академия, 2010.
4. Давидчук А. Н. Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада. / А. Н. Давидчук, А. Т. Тамбовцева. - М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008.
5. Минкина М. В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. - Минск, 2012.
6. Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е. ,Грачева Н. И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Разновозрастная группа. Методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2013.