Людмила Куадже
Организация обучения воспитанников правилам дорожного движения через различные формы организации музыкальной деятельности
Организация обучения воспитанников правилам дорожного движения через различные формы организации музыкальной деятельности
В современной действительности высокую степень научного и практического интереса вызывают вопросы, связанные с исследованием проблемы функционирования человека в обществе. В данном контексте особенно ярко проявляются противоречия, которые касаются вопросов раннего всестороннего развития воспитанников детского сада. Сегодня наиболее сложным становится аспект развития так называемой «дорожной» грамотности у воспитанников. При этом заявленная тема не является инновационной, но не теряет своей актуальности, поскольку педагогам приходится все чаще применять какие – то интересные методы организации занятий по правилам дорожного движения. Одним из наиболее интересных и перспективных способов привития воспитанникам желания изучать правила дорожного движения является музыкальная деятельность.
Публикация «Организация обучения воспитанников правилам дорожного движения через различные формы организации музыкальной деятельности» размещена в разделах
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
При этом необходимо подбирать комплекс упражнений и элементов занятий, которые могли бы отразить в себе не только мастерство педагогов, но и индивидуальный потенциал воспитанников. Создавая данное пособие я преследовала следующую цель.
Цель работы: Формирование у воспитанников навыков соблюдения Правил дорожного движения через различные формы организации музыкальной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи:
1. Воспитывать потребность соблюдения Правил дорожного движения. 2. Подготовить воспитанников к целесообразным действиям на дороге, улице в процессе музыкальных игр – ситуаций.
3. Способствовать активной пропаганде Правил дорожного движения посредством театрализованных постановок, мюзиклов.
4. Расширить общий кругозор воспитанников по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах в процессе пения.
Следует отметить тот факт, что принцип вариативности коснулся не только базового дошкольного образования, но и конкретно музыкальных занятий, они стали использоваться как способ развития тех или иных качеств личности обучающегося, а также организации обучения важнейших сфер развития внутреннего мира воспитанника, коей является область организации безопасности движения. Музыкальные занятия, как правило, включают в себя все виды музыкальной деятельности : слушание, пение, ритмику, игру на инструментах. Для того, чтобы связать музыкальные произведения с содержанием правил дорожного движения целесообразно использовать следующие примеры: «В гости»- И. Арсеев; «Музыкальный букварь» : «Прогулка на автомобиле» - К. Мяскова; «Поезд» - Н. Метлов; «Автомобиль» - М. Раухвергер и т. д. 1 При этом отмечается, что воспитанники достаточно активно и с интересом слушают музыкальные произведения, имитируют езду на автомобиле. Среди произведений, которые можно применить при организации певческой деятельности выделяют : «Машина» - К. Волков»; «Песенка Свистулькина»-В. Шаинский; «Весёлые путешественники» - М. Старокадомский и т. д. 2 Также можно применять так называемую работу над распевками. При этом воспитанники запоминают звуки движущихся объектов на дороге. Например, упражнение на произношение звука «у», при котором они сворачивают губы трубочкой и имитируют звук самолета или поезда.
Колоссальное значение для изучения Правил дорожного движения воспитанниками имеют музыкальные игры. Например, можно применить игру: «Автомобиль и птички», «Красное, желтое, зеленое». В этих играх активно исследуются сигналы светофора, при этом акцент делается также и на правилах поведения воспитанника при неисправности светофора или при необходимости действовать в экстренной ситуации.
Особенной формой обучения Правилам дорожного движения через использование музыкальных средств являются доминантные занятия. Они не просто повышают мотивацию к конкретным видам музыкальных занятий, но и способствуют глубокому осознанию воспитанниками необходимости изучения Правил дорожного движения и формированию у них позитивной мотивации к занятиям на соответствующую тематику. Например, можно изучать отличия грузовых и легковых машин или жесты регулировщика. 3
Также при изучении Правил дорожного движения целесообразно применять комплексные занятия. Они объединяют разные виды музыкальной деятельности. Их можно проводить после того, как обучающиеся усвоят определённые знания и навыки, которые на данном занятии закрепляются в интересной для них форме. Как известно, музыкальное воспитание и развитие дошкольников не ограничивается музыкальными занятиями. В данном случае хорошим примером может служить викторина: «Всем без исключения, нужно знать правила дорожного движения». Для таких занятий можно привлечь инспекторов ОГИБДД. Воспитанники исследуют различные понравившиеся им фрагменты ситуаций Правил дорожного движений, разыгрывают их в лицах, тем самым погружаясь в реальность ситуаций на дорогах. 4
Таким образом, главным плюсом организации занятий по изучению Правил дорожного движения с использованием музыкальных элементов является тот факт, что они гораздо более интересны для них самих, и, следовательно, могут значительно расширить границы восприятия воспитанниками собственных возможностей и способствовать появлению у них мотивации к использованию основных принципов Правил дорожного движения в повседневной жизни.
Правила дорожного движения, вопреки расхожему мнению, необходимы не только автомобилистам. Их необходимо изучать также и пешеходам, в особенности детям. Поэтому важность качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. К сожалению, Правила дорожного движения написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому одной из своих главных задач я посчитала доступно разъяснять Правила воспитанникам. В игровой, доступной форме донести до обучающихся смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания. Стандартные приемы обучения Правилам дорожного движения не всегда могут стать высокоэффективными, в связи с чем целесообразно дать возможность воспитанникам для полной реализации особенностей собственного внутреннего мира, чего легко достичь путем применения музыкальных элементов. Формами организации обучения воспитанников Правилам дорожного движения через различные виды организации музыкальной деятельности могут служить :
- доминантные игры;
-пение и распевки;
-упражнения на произношение звуков;
- комплексные занятия.
- тематические мюзиклы
- выступления агитбригад
В данный сборник я включила сценарии выступлений агитбригад на районном конкурсе «Безопасное колесо». Сценарии составлялись с учётом требований времени, возрастных особенностей воспитанников. В видео приложении предложены выступления агитбригад «Золотой свисток», «Культуру на дороги страны», которые стали победителями конкурса «Безопасное колесо» с 2014 г по 2018 года. Данные сценарии рекомендованы для использования в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальных занятиях и праздниках, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.
Любой вид музыкальной деятельности будет эффективен только в том случае, если педагог разбирается в их специфике и обладает должной степенью психолого – педагогической компетентности.