Надежда Итекпаева
Организация образовательной среды как фактор социализации детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте – это новый шаг вхождения в окружающий мир. Важная роль отводится социальной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста и принадлежит детскому саду, потому что именно там происходит активное формирование личности ребенка.
Публикация «Организация образовательной среды как фактор социализации детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Социализация детей младшего дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума.
В МБОУ «Чапаевская ООШ» СПДО детский сад «Солнышко» функционирует группа кратковременного пребывания «Выходного дня». В группу зачисляются дети от 1 года до 3-4 лет.
В большинстве случаев родители отдают детей, чтобы облегчить адаптацию в основной группе. Воспитанники группы узнают, что помимо мамы и папы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться и поручения которых нужно исполнять. Ребенок учится общаться с другими детьми, знакомится с определенными правилами поведения и учится их соблюдать.
Группа кратковременного пребывания является связующим звеном между семьей и основной группой. Дети, посещавшие ГКП, довольно безболезненно переносят адаптацию при переводе в основную группу. Ребенок, непродолжительное время оставаясь с другими детьми и взрослыми, учится контактировать с ними, что способствует его дальнейшей социализации. Это важное условие социального опыта. Дети, которые 24 часа находятся в окружении семьи более робкие и замкнутые.
Большую роль в успешной социализации детей посещающих ГКП играет образовательная среда. По своей сути образовательная среда в детском саду социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги и сверстники. Среда детского сада наполнена самыми разнообразными предметами, вещами.
Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дошкольники познают мир человеческих взаимоотношений и моделируют их.
Образовательная среда способствует реализации всего спектра выбора ребёнка для активизации его социального познания. С одной стороны эффективность обусловлена природной любознательностью ребёнка, а с другой - психолого-педагогическими методами и приёмами. Для активизации социального познания необходимы :
• овладение сущностью событий и пространства;
• взаимодействие со значимыми взрослыми;
• определения социальных ролей, актуализированных ситуацией.
Группа детского сада для ребенка - источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности.
Группа детского сада дает «модели» для подражания и имеет огромное значение в формировании взглядов и ценностных установок; помогает адекватнее ребенку оценить свое собственное поведение и посредством сравнения с поведением других, и с помощью оценок, которые дают сверстники. Происходит своеобразное корректирование самооценки, сформированной под влиянием часто завышенных и недостаточно объективных оценок родителей.
В нашей группе создана среда, сомасштабная ребёнку, в которой органично сочетаются сказочные и реальные объекты, в совокупности своей удовлетворяющие потребность в новизне и одновременно дающие ощущения стабильности и устойчивости окружающего мира.
При создании игровой развивающей среды реализуются и принципы рационального размещения, «прозрачности», «вхождения» в зону, связанные с наполнением их материалами и эстетикой оборудования. Ребёнок имеет возможность активно пользоваться правом выбора интересного для себя дела, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры, свободного перемещения в любое пространство.
При построении предметно - пространственной среды соблюдались принципы:
• Открытости
• Гибкого зонирования
• Стабильности – динамичности
• Полифункциональности
• Гендерный подход.
Но главными критериями подхода к организации игровой среды являются творчество, талант и фантазия.
Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения является приобщение дошкольников к детской субкультуре, которая является неотъемлемой частью общекультурной среды, где формируется целостный, жизненный опыт ребёнка. Среда – природная, информационная, культурная – рассматривается не только как социальный феномен, а как жизненное и воспитательное пространство в самореализации и социализации личности ребё нка-дошкольника.
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно игровой - развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.
Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности. Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром.
Коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.
Следующим интересным компонентом является введение общегрупповых правил, отражающих своеобразие норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками. Ребёнок, попадая в пространство помещения группы, опираясь на красочно представленные там правила, самостоятельно узнаёт как играть, общаться и взаимодействовать со сверстниками. Это правила вступления в различные формы, виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные способы детского общения, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных конфликтных ситуаций. Приобщаясь к детской субкультуре, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы и овладевает собственным поведением, что формирует его как личность.
Специально спроектированная предметно-развивающая среда не ограничивается пространством одной группы. В зону социально-личностного взаимодействия с каждым ребёнком и его семьёй включено пространство приёмной и игровой площадки.
Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает.
Игра является эмоционально привлекательной формой творческой самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной направленностью, она развивает индивидуально — творческие способности, навыки социального поведения, сотрудничества.
Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности.