Татьяна Власова
Организация образовательного пространства для формирования элементарных математических понятий ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников –
особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень. Математика является мощным фактором развития
ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые
качества, творческий потенциал личности.
Публикация «Организация образовательного пространства для формирования элементарных математических понятий ребенка» размещена в разделах
В условиях систематического обучения ребенок может выделять единичное из
общего, способен познавать не только общие свойства отдельных предметов и явлений, но и простейшие связи взаимосвязи между ними. Овладение простейшими умственными операциями ведет к более высокому уровню обобщения предметов и явлений по их существенным признакам.
Основы развития мышления закладываются с раннего детства – это формирование и развитие мыслительных действий. Основные виды мышления ребё нка до школьного возраста: наглядно-действенное и наглядно-образное, но предпосылки
для развития логического мышления закладываются в конце раннего детства с началом формирования знаковой функции сознания. Ребенок начинает понимать, что
предмет можно заменить другим предметом, рисунком или словом. В старшем до школьном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление. Ребе нок через образы постепенно переходит от внешних действий к мыслительным. На
основе образного формируется логическое мышление, поэтому необходимо обеспечить условия формирования наглядного образа, визуализации.
Формирование основных математических понятий, развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от условий, в которых осуществляется
его деятельность. Основной вид детской деятельности – это игра. Необходимо создать среду, соответствующую творческому характеру интересов ребенка.
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие
связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.
Некоторый опыт познания окружающего мира у ребенка уже есть и требует обобщения, систематизации, уточнения.
В нашей группе организован «Уголок сенсорного развития» – место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств : музыкальные инструменты и шумовые предметы; книги, картинки, калейдоскоп; «волшебный мешочек» с предметами из различных материалов для определения на ощупь.
Используются материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать,
упорядочить. С этой целью применяются наборы предметов: геометрические фигуры (абстрактные, а также шишки, ракушки, игрушки. Наборы игр периодически
меняются, некоторые игры предназначены для детей старшей возрастной группы,
чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, продвигаться дальше.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания.
В процессе сравнения предметов дошкольники более дифференцированно различают проявления свойств, не только устанавливают их противоположность, но и
сравнивают по степени проявления. Поэтому необходимы игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам («Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера»); целое и части:
«Танграм», пазлы, «Квадрат Воскобовича»; игры на освоение счета; ковролин со знаковыми обозначениями разнообразных свойств (форма, цвет, цифра).
Освоение счета и измерения требует использования различных мер. В уголке
для сюжетно-дидактических игр предложены полоски картона разной длины, тесемки, шнурки, стаканчики, коробки различных размеров, весы, ростомер. Используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка, родителей. «Магазин» – сюжетно-дидактическая игра, в оформлении участвовали родители.
Математическая игротека содержит книги, рабочие тетради для рассматривания и выполнения заданий, листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты).
Для развития знаково-символической функции сознания используется знаковая
символика. В группе представлена наглядность в виде моделей (части суток, времена
года, природные явления, графика дежурства).
Развитие детей зависит от созданных педагогических условий и психологической комфортности. Необходимо стимулирование таких проявлений ребенка как самостоятельность, инициативность, творческого подхода, рефлексии в играх, упражнениях, игровых обучающих ситуациях. Т. о., одним из важнейших условий развития
дошкольника является организация образовательного пространства, а не только эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы, но и положи тельное взаимодействие между взрослыми и воспитанниками