Светлана Курик
Организация нетрадиционных форм взаимодействия воспитателя с родителями в области подготовки к школе
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Одной из основных задач о детских садов является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.
Публикация «Организация нетрадиционных форм взаимодействия воспитателя с родителями в области подготовки к школе» размещена в разделах
При поступлении в школу многие дети сталкиваются с трудностями: тяжело привыкают к режиму; не желают идти в школу; сильно утомляются, нервозны, капризны; возникают проблемы общения со сверстниками, учителем; повышается заболеваемость на фоне стресса и др.
Для предупреждения этих трудностей адаптации детей к школе очень важно установить взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, учителей начальных классов и родителей. Огромную роль в организации взаимодействия педагогов и семьи выполняют педагоги.
Анализ изучения семей воспитанников показывает, что во многих семьях родители уделяют очень мало внимания школьной готовности ребенка. Это происходит из - за недостаточной педагогической грамотности родителей.
Исходя из этого, цель ДОУ – создание общего пространства развития ребенка в ДОУ и семье, стремиться к тому, чтобы родители становились полноценными участниками воспитательного процесса.
Введение новых федеральных требований дает возможность организовать взаимодействие детского сада и семей более эффективно, используя нетрадиционные формы работы. Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому задача ДОУ использовать все многообразие форм взаимодействия с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.
Например, для проведения индивидуальной работы в ДОУ используются консультации в нетрадиционной форме – это индивидуальные блокноты, душевные разговоры, читательские конференции на темы: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Подготовка руки дошкольника к письму», рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников», «Воспитание ответственности и самостоятельности». В течение года проводятся анкетирования в виде почтовых ящиков с рядом всевозможных тем: «Как помочь ребенку учиться», «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу».
В ходе коллективной работы в ДОУ организуются разнообразные мастер – классы, литературные гостиные, куда приглашаются учителя начальных школ. Родители знакомятся с требованиями, которые предъявляют школы к ученикам, предлагаются игровые упражнения и игры по развитию умственных способностей детей. Организовываются практикумы например на тему: «Проверим готовность вашего ребенка к школе», где присутствуют учителя начальных классов и специалисты, где родители могут задать свои вопросы.
Проводятся беседы в нетрадиционной форме, педагогическая лаборатория с темами: «Скоро Ваш ребенок пойдет в школу», «Старший дошкольник - будущий первоклассник» из которой родители узнают, как можно преодолеть трудности при поступлении детей в школу, как проверить готовность ребенка к школе. В дошкольных учреждениях активно используют всевозможные тренинги с темами: «Какие игры и игрушки использовать родителям при подготовке ребенка к школе», «Рабочее место школьника». Проводятся экскурсии совместно с родителями и детьми в школы, где все знакомятся с работой коллектива, с помещениями школы, их назначениями. Также организовываются дни открытых дверей для родителей с просмотром итоговых занятий.
Самой востребованной и привлекательной формой взаимодействия с родителями оказалось досуговое направление. Это объясняется тем, что каждое совместное мероприятие помогает родителям : посмотреть изнутри возможные проблемы своего ребенка, трудности при взаимоотношении со сверстниками; попробовать разные подходы; увидеть, как это выполняю другие дети, то есть, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей. В ДОУ проводятся увлекательные и познавательные праздники в виде КВН, Ток – шоу.
Для того, чтобы полезная информация в области подготовки к школе активизировала родителей, в ДОУ используются папки- передвижки, буклеты с темами: «Готовим будущих первоклассников», «В какие игры играть на пороге школы»; информационные стенды «Воспитаем уверенность в себе и самоуважение»; изготавливаются памятки «Сколько времени нужно уделять общению с будущим первоклассником?».
Таким образом, развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей. Педагоги ДОУ стремятся к тому, чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались вместе со своими детьми. Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями дает определенные результаты: родители из «наблюдателей» и «зрителей» становятся активными участниками встреч и помощниками педагогов.