Татьяна Дёмина
Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Подготовила и провела: учитель-логопед Дёмина Т. В.
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в работе с детьми и родителями в группах компенсирующей направленности по преодолению у детей тяжёлых нарушений речи.
Предварительная работа : объявление, создание презентации.
Публикация «Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный центр, компьютерная презентация, бланки с заданиями.
Ход консультации:
Слайд 1. Титульный.
Слайд 2.
В последние годы наблюдается рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающие ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР. Основным контингентом таких групп являются дети : с общим недоразвитием речи (ОНР, стёртая дизартрия; ринолалия, алалия, дизартрия, с заиканием.
Слайд 3.
В нашем дошкольном учреждении в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР работают разные специалисты : учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.
Каждому специалисту, работающему с данной категорией детей, важно помнить: неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, что создает трудности при обучении детей в школе.
Слайд 4.
Поэтому одним из основных направлений работы воспитателя в группе компенсирующей направленности является речевое развитие
Вопрос: Что включает в себя речевое развитие?
Слайды 5.
Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Поэтому воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и их родителями. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит учителю-логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе и в домашних условиях. Помощь в этом должны оказывать воспитатели и все специалисты детского учреждения и родители.
У детей с ТНР недостаточный уровень сформированности грамматического строя речи. Они затрудняются в словообразовании, допускают ошибки в употреблении предлогов, ошибки в падежных окончаниях, нарушение порядка слов в предложении.
Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие учителя - логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Воспитатель логопедической группы помимо общеобразовательных решает и ряд коррекционных задач.
Слайд 6. Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:
1. Постоянное совершенствование артикуляционного аппарата и тонкой моторики.
2. Развитие правильного речевого дыхания.
3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
4. Развитие фонематических представлений.
5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
6. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
8. Формирование связной речи.
9. Закрепление навыков чтения и письма.
Слайд 7-8. Содержание психолого-педагогической работы.
Слайд 9-11. Рекомендуемые пособия, особенности работы с ними.
Слайд 12. Основные направления коррекционной работы воспитателя
Основные направления коррекционной работы воспитателя :
1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) будет выполняться в течении дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика будет проводиться в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
3. Коррекционная работа вне занятий : во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
4. Фронтальные занятия по программе, реализуемой в дошкольном учреждении (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).
5. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по задания логопеда (логочас, закрепляющие звукопроизношение. Работа будет проводиться воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.
Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от воспитателя огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, преданности своему делу. Кроме того, требуются и специальные знания в области логопедии, дошкольной психологии, физиологии, лингвистики.
Слайд 13.
Структура логочаса:
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (3 мин.)
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (2 мин.)
Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированных звуков, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) (4 мин)
Физкультминутка (2 мин.)
Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звукослоговой анализ и синтез) (7 мин.)
Повторение лексико-грамматических упражнений (3 мин.)
Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов (2 мин.)
Слайд 14.
Важным направлением в работе педагога является использование здоровье сберегающих технологий.
Вопрос: Назовите виды здоровьесберегающих технологий?
Слайд 15. Виды технологий (таблица).
Слайд 16. Артикуляционная гимнастика (показ учителем-логопедом особенностей проведения).
Слайд 17. Практическое задание командам.
Педагоги делятся на 3 команды. Каждой команде предлагается по 2 бланка с заданием – провести с педагогами практическое упражнение (игру) по названной здоровьесберегающей технологии.
Слайд 18. Психогимнастика и кинезиология. (показ примеров упражнений педагогом-психологом).
Слайды 19-23. Работа с родителями
Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. Прогноз развития таких детей во многом определяется эффективностью взаимодействия педагогов и родителей. Лучше всех помочь ребенку с отклонениями в развитии могут именно родители, поскольку они знают своего ребенка лучше, чем кто- либо. Наблюдения за ребенком в быту могут, в свою очередь, стать ценной информацией для специалистов.
Сотрудничество с родителями начинается с первого дня поступления ребёнка в группу. С индивидуальной беседы с родителями. Надо убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
На родительском собрании даём информацию о системе логопедических занятий с детьми, о днях консультаций для родителей, индивидуальные и ряд общих рекомендаций, советов.
Популярной формой работы с родителями является папка-передвижка, в которой даны рекомендации и советы о том, чем, как, а главное, зачем нужно заниматься с ребенком данного возраста.
Благодаря такому тесному сотрудничеству мы добьёмся самого главного — хороших результатов в развитии детей.