Людмила Капитонова
Организация игр с песком с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация игр с песком с детьми дошкольного возраста.
Город, где мы живем
Цель: развитие воображения, творческого мышления, закрепления знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.
Стимульный материал: две песочницы, миниатюрные фигурки
Ход проведения: две группы детей строят родной город, каждая – в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.
Цветы на клумбе
Цель: научить детей определять количество слогов в словах
Публикация «Организация игр с песком с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Стимульный материал: песочница, игрушечные цветы и нарисованные цветы на подставках
Ход проведения:
Взрослый: дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратиться в цветную клумбу.
Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию: На клумбе здесь растут цветы Необычайной красоты. Любуются все их цветеньем, Вдыхают запах с наслажденьем.
Мы в клумбе три бороздки проведем, Названия цветов на слоги разобьем! Названия цветов в верхнюю сажаем, Три слога в центре оставляем, Четыре слога – в третью грядку. Теперь все вроде по порядку. Итак, начнем сажать, друзья.
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
Четырехсложные слова: колокольчик, незабудка, хризантема.
После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы:
1.
опиши цветок по цвету, форме, оттенку
2.
где чаще всего можно встретить этот цветок?
3.
какой цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
Дети вместе сочиняют сказку про цветы.
Игра «Следы»
Цель: сформировать умения считать движения, звуки, предметы и обозначать количество сосчитанных объектов последним произнесенным числом и показом сосчитанного количества на пальцах.
Материал: музыкальный инструмент – треугольник, поднос с песком
Ход игры: педагог просит ребенка послушать и сказать, сколько раз он ударит по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом он просит оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых ребенок показывал количество услышанных ударов. После этого взрослый снова ударяет по треугольнику (столько же раз, а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два – три раза.
Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник. С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай «следы» от пальчиков. Правильно ли ты показал?»
Игровая ситуация «Мы печем отличные пирожки – цифры (геометрические фигуры)».
Цель: развивать зрительное восприятие ребенка на основе выбора заданной формы в виде соответствующего знака; учить ориентироваться в задании по словесной инструкции; уточнить представления ребенка о соответствующей фигуре (цифре, геометрической форме, представленной в виде формочки для «выпекания» куличиков.
Материал: формочки для игры с песком в виде овощей, цифр, геометрических фигур, игрушек и т. п. ; песочный ящик с мокрым песком, подносы
Ход игры: взрослый говорит ребенку: «Я пеку отличные пироги песочные. Посмотри, сколько у меня формочек, я хочу испечь пирожки, чтобы они по форме были такие же, как цифры (геометрические фигуры). Помоги мне выбрать только такие формочки – цифры (геометрические фигуры, которые для этого нужны».
Организуя такое взаимодействие с ребенком, особое внимание следует обращать на то, чтобы инициатива исходила от ребенка. Педагог может выполнять ошибочные действия, например, брать другие формочки или разыгрывать ситуацию растерянности и просить ребенка помочь ему в правильном выборе. После того как ребенок выбрал формочки, ему предлагается слепить куличики и посмотреть, что получится. Выполнив задание, он называет куличики, уточняет, правильно ли он выполнил задание.
Игра «Баночки и песок (крупа)»
Цель: формирование представлений о непрерывном количестве: много – мало – пусто; обучение пониманию и умению называть наречия, обозначающие непрерывное количество; развитие зрительного и тактильного восприятия.
Материал: три банки одного размера: в первой банке много песка (крупы, во второй – мало, третья – пустая.
Ход игры: педагог выставляет перед ребенком по две баночки и просит его посмотреть в них, достать пальчиком до дна и сказать (показать, где много песка (крупы, а где мало. Затем педагог выставляет вторую пару баночек: в одной песок (крупа) есть, во второй – пусто. Ребенок должен опустить пальчик в баночку – сначала в одну, затем во вторую – и сказать, где есть песок (крупа, а где его совсем нет (пусто). Такие же игровые упражнения проводятся с одинаковыми мисками, наполненными песком (крупой, горохом, фасолью и т. п.). Педагог предлагает ребенку с открытыми и закрытыми глазами определить, где есть песок, а где нет, где много, а где его мало.
Игровое упражнение «Рисуем фигуры на песке»
Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях
Материал: поднос с песком (крупой, пространственные тела и плоскостные фигуры, экран или повязка на глаза.
Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т. п.
Игра «Спрячь игрушки»
Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество предметов в песок, располагая по все плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Материал: песочный ящик, подносы по числу детей, мелкие пластмассовые игрушки или природный материал (каштаны, орехи, ракушки)
Ход игры: взрослый говорит детям: «Посмотрите, какие игрушки лежат на подносе. Попробуйте спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Дети закапывают игрушки, а взрослый помогает, затем дети вместе с педагогом отыскивают их и называют.) Мы с вами прятали и находили игрушки, а теперь послушайте, сколько игрушек я попрошу спрятать каждого из вас. Я буду хлопать в ладоши, и каждый из вас возьмет столько игрушек, сколько хлопков он услышит. Потом вы спрячете их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек взял каждый. Начинай ты, Маша». (Дети показывают выбранное количество игрушек, а затем прячут их в песке).
Задание может быть построено на основе одинакового количества, на основе разного количества игрушек, предлагаемых каждому ребенку.
После того как дети отберут нужное количество игрушек (природного материала, спрячут их в песке, взрослый предлагает достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек, сколько он попросит. Педагог обращает внимание детей на то, что он будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнет в ладоши столько раз, сколько надо взять игрушек. «Я хлопаю в ладоши, а вы считайте мои хлопки, а потом достаньте из песка столько игрушек, сколько хлопков услышите. Игрушки кладите на поднос около себя». Игра повторяется несколько раз со сменой количества.