Инна Александровна Сумская
Организация и управление процессом обучения детей правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любой образовательной организации - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ОГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.
МБДОО №7 «Радуга» ст. Гиагинской работает по основной образовательной программе дошкольного образования разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Публикация «Организация и управление процессом обучения детей правилам дорожного движения» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В содержательном разделе ООП ДО, в области «социально –коммуникативное развитие» большое внимание отведено тематическому блоку «Формирование основ безопасности», основными задачами этого блока стали:
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям;
- формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
- воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Формирование знаний безопасного дорожного движения у дошкольников взаимосвязано с формированием навыков ориентировки в пространстве, представлении о скорости движения любого транспортного средства. Именно в дошкольном возрасте у детей формируются осознанные понятия «справа», «слева», «близко», «далеко», «сзади», «спереди», «быстро», «медленно». С детства прививаются такие важные качества – внимательность, собранность, дисциплинированность, ответственность, осторожность.
Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы.
Организация и управление процессом обучения детей ПДД
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного общего образования, раскрывается актуальность данной проблемы.
Целью работы по ПДТТ: является формирование у детей устойчивых навыков, умение пользоваться полученными знаниями в окружающей дорожно – транспортной среде.
Для достижения поставленной цели надо выполнить ряд задач, а именно:
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
В выполнении данных задач нужно применять следующие принципы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Такой подход включает в себя непосредственную образовательную деятельность, образовательную деятельность вне занятий, досуговые мероприятия, работа с педагогическим составом, с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.
МБДОО №7 «Радуга» ст. Гиагинской работает по основной образовательной программе дошкольного образования разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В содержательном разделе ООП ДО, в области «социально –коммуникативное развитие» большое внимание отведено тематическому блоку «Формирование основ безопасности», основными задачами этого блока стали:
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям;
- формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
- воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Формирование знаний безопасного дорожного движения у дошкольников взаимосвязано с формированием навыков ориентировки в пространстве, представлении о скорости движения любого транспортного средства. Именно в дошкольном возрасте у детей формируются осознанные понятия «справа», «слева», «близко», «далеко», «сзади», «спереди», «быстро», «медленно». С детства прививаются такие важные качества – внимательность, собранность, дисциплинированность, ответственность, осторожность.
Состояние детского дорожно-транспортного травматизма заставляет постоянно искать новые, эффективные пути решения этой проблемы.
Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.
Основными направлениями деятельности ДОО по профилактики ДДТТ являются - обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с младшего возраста;
- формирование, развитие у детей навыков безопасного поведения на улице и дорогах;
- поиск и совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.
В ДОО правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе специальных обучающих и развивающих занятий, основой для них служит игра: образно-ролевая, сюжетно-ролевая или игра с правилами.
Формы проведения занятий организует воспитатель, который знает индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Это могут быть различные упражнения, развивающие двигательные навыки, лепка, рисование, конструирование, изготовление аппликаций. Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматриваются с воспитанниками при чтении книг, стихов, работы с наглядно – демонстрационным материалом, отгадывание загадок, проведении конкурсов, викторин, акций, флешмобов.
В ходе проведения НОД широко применяются ИКТ. В своей работе с детьми педагоги используют достаточно большое количество цифровых образовательных ресурсов самых различных типов, предлагаемые нам производителями мультимедийных программных продуктов. Но при всем разнообразии готовых мультимедийных продуктов педагоги нашего ДОО широко используют программу PowerPoint, для создания мультимедийных пособий для ознакомления детей с ПДД.
С целью создания условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улице в ДОО реализуются проекты по ПДД, в реализации которых принимают участие воспитанники ДОО их родители, педагоги, инспекторы по ОГИБДД ОМВД России по Гиагинскому району.
Деятельность отряда ЮИД
В МБДОО №7 «Радуга» ст. Гиагинской отряд ЮИД был создан в 2015-2016 уч. году. Членами отряда стали дети подготовительных групп. Нам предстоит очень кропотливая работа. Детей надо не только самих научить соблюдать ПДД,ведь они должны сами знать чуть больше других и научить своих младших товарищей тому, что они знают. У нас небольшой опыт работы в этом направлении, но уже сейчас, на первоначальном этапе видны результаты. С участием отряда ЮИД в декабре 2016 г., был проведен флешмоб в в рамках Всероссийской детской эстафеты безопасности «Дорога — символ Жизни».
С участием отряда ЮИД проводятся показательные выступления для групп младшего возраста нацеленные на пропаганду ПДД. В ходе этих мероприятий члены отряда дарят своим младшим товарищам изготовленные своими руками памятки, символы дорожной безопасности.
Совместная работа с педагогическим составом
Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся педагогические советы, деловые игры, семинары, консультации, обзор литературы, открытые просмотры по обучениюдетей правилам дорожного движения.
Наряду с традиционными формами работы широкоиспользуются новые формы, которые обеспечиваютобратнуюсвязь, позволяют проявить инициативу, творчество: смотры-конкурсы по ПДД, конкурс проектов по безопасностидорожного движения.
Работа по ПДД в нашем детском саду проводитсясистематически, планово, постоянно и охватывает всевиды деятельности.
В детском саду ежедневно проводятся минуткибезопасности, где педагоги вместе с детьми повторяютдорожную азбуку;
Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, педагогами нашего детского сада проводятся экскурсии, моделирование
дорожныхситуаций, наблюдения за транспортом, действиямипешеходов;
Практические занятия с использованием макета «Перекресток».
Работа с родителями
Высокий уровень именно детского дорожно- транспортного травматизма в нашей стране заставляет нас искать все новые и новые пути сохранения жизни детей. Обучение детей ПДД должно быть непрерывным, этого можно достичь только в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Данная работа реализуется как в традиционной так и в нетрадиционной форме:
Родительские собрания с приглашением инспектора ОГИБДД ОМВД России по Гиагинскому району;
Анкетирование родителей;
Участие родителей в проектной деятельности по тематике ПДД;
Консультации;
Беседы по предупреждению дорожно – транспортного травматизма.
Анкетирование родителей «Безопасность детям!», в сентябре 2015 года показало, что только 62 % родителей (законных представителей) имеющих личный транспорт перевозят детей в автокресле. Однако, в сентябре 2016 года анкетирование родителей выявило что этот процент возрос и составил 86%.
Участие инспекторов ОГИБДД ОМВД России по Гиагинскому району в родительских собраниях имеют большой положительный отклик среди родителей.
Родители с удовольствием принимают участие в проектной деятельности, победители и участники награждаются дипломами и благодарственными письмами от администрации ДОО.
Работа с ОГИБДД ОМВД России по Гиагинскому району
Проблема безопасности дорожного движения очень велика и мы решаем её, объединив усилия ДОО и ОГИБДД ОМВД России по Гиагинскому району.
Результатом совместной работы является отсутствие фактов детского дорожно – транспортного травматизма среди детей, посещающих наш детский сад, что отраженно в информационном листе ОГИБДД ОМВД России по Гиагинскому району.
Инспекторы ОГИБДД ОМВД России по Гиагинскому району частые гости в нашем детском саду. Их участие в проводимых мероприятиях имеет положительный отклик у детей. Инспекторы принимают участие в досуговых и образовательных мероприятиях, ознакамливают детей с ПДД.
Участие инспекторов в родительских собраниях имеет практический характер, в ходе собрания родители (законные представители) получают ответы на интересующие их вопросы.
Инновации в работе педагогического коллектива
Наряду с традиционными формами и методами работы педагогический коллектив ДОО осваивает инновационные технологии, находясь в постоянном творческом поиске, с целью достижения максимально высоких результатов по профилактике ДДТТ.
Одной из таких технологий стало использование в работе с воспитанниками ЛЭПБУКА.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap - колени, book- книга). Это такая небольшая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по любой теме.
Значение Лэпбука для педагога
способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
Значение Лэпбука для ребенка
способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.