Ольга Николаева
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение — Презентация.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРУППЫ ДЕТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Публикация «Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах, Часть 3» размещена в разделах
В качестве анализа физического развития была взята контрольная группа дошкольников 4-7 лет – 3 средние, 4 старшие и 2 подготовительные группы ДОУ № 39 «Веселый улей» г. Набережные Челны Республики Татарстан.
3.1. Анализ уровня физического развития детей в начале 2012 – 2013 учебного года
В качестве контрольных упражнений для определения уровня физического развития детей в сентябре 2012 года были выбраны: упражнение на быстроту (бег на 10 метров, упражнение на ловкость (обегание предметов, упражнение на равновесие (стояние на одной ноге, прыжки в длину с места и упражнение на силу (метание вдаль).
Результаты упражнений были сравнены с контрольными результатами, соответствующими данному возрасту ребенка в соответствии с «Рекомендациями по организации физического воспитания….».
54,3 % детей были признаны готовыми по уровню физического развития, 37,6 % условно готовыми и 8,1 % не готовыми (Диаграмма 1, см. презентацию, приложение к статье).
Результаты упражнений по возрастным группам отражены в Диаграмме 2 (см. презентацию, приложение к статье).
Относительно низкие результаты в средних группах объясняются тем, что более 25 детей до этого возраста детский сад не посещали. 19 детей из неполных семей, что объясняет малым временем уделяемым родителями дома на развитие своего ребенка. Дети пришли ослабленными физически, т. к. в домашних условиях основное развитие было сконцентрировано на сидячие малоподвижные игры (собирание пазлов, игры с машинками и куклами и т. п.).
Снижение результатов «готовности – не готовности» в старших и подготовительных группах по сравнению с апрелем – маем 2012 года объясняется фактическим сезоном отпусков у родителей. В летний период родители, как правило, не проводят систематическую работу по физическому развитию детей.
Для улучшения показателей физического развития детей контрольной группы, воспитателями, совместно с администрацией ДОУ и спорт-инструктором детского сада было принято решение о введении в план проведения занятий по физическому развитию и на прогулках дополнительных подвижных игр, а также даны рекомендации родителям по домашним занятиям с детьми.
3.2. Анализ уровня физического развития детей по окончании 2012 – 2013 учебного года
В качестве контрольных упражнений для определения уровня физического развития детей в конце апреля 2013 года были выбраны те же упражнения, что и в сентябре 2012 года: бег на 10 метров, упражнение на ловкость (обегание предметов, упражнение на равновесие (стояние на одной ноге, прыжки в длину с места и упражнение на силу (метание вдаль).
Результаты упражнений были сравнены с контрольными результатами, 77,2 % детей были признаны готовыми по уровню физического развития, 21,0 % условно готовыми и 1,8 % не готовыми (Диаграмма 3, см. презентацию, приложение к статье).
Результаты упражнений по возрастным группам отражены в Диаграмме 4 (см. презентацию, приложение к статье).
В среднем результаты улучшились:
- бег на 10 метров – 0,3 – 0.6 секунд;
- ловкость (обегание предметов) – 0,5 – 1,5 секунд;
- равновесие – 5 - 10 секунд;
- прыжки в длину с места – 15 – 30 см;
- метание вдаль – 30 – 60 см.
Улучшение уровня физического развития дошкольников, особенно в средних группах, явилось результатом систематической работы педагогов - воспитателей, администрации ДОУ и спорт-инструктора детского сада по физическому воспитанию детей, а также работа с родителями.
Изучение данных о динамике заболеваемости показало, что в начале учебного года заболеваемость детей составляла 12% в изучаемых группах и 26% в среднем по детскому саду. Заболеваемость детей контрольной группы в конце учебного года снизилась до 9-10%, а в среднем по детскому саду осталась на прежнем уровне.
Беседы с родителями показали, что дети стали дома более подвижными, больше стали проводить время на свежем воздухе в выходные, стали более устойчивыми к простудным заболеваниям, меньше проводят времени перед телевизором или компьютером.
Снижение уровня заболеваемости в изучаемой группе можно объяснить тем, что программа, направленная на значительное увеличение доли подвижных игр на занятиях по физическому развитию и на прогулках, оказывая тренирующее влияние на организм ребенка, способствует расширению адаптационных возможностей детей не только к физическим нагрузкам, но и к влияниям внешней среды, оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Некоторые дети проявили интерес к занятиям в секциях спортивных школ (тхэквондо, хоккей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В результате выполнения данной работы был выполнен анализ существующей литературы по теме физического воспитания детей 3-7 лет.
Задачи физического воспитания успешно могут быть решены при учете воспитателями – педагогами особенностей возрастного физиологического развития детей, данных о влиянии физических упражнений на организм дошкольников в разной возрастной категории, правильном выборе методики при организации не только занятий по физическому развитию, но и включение элементов физической подготовки в музыкальные и общеобразовательные занятия.
Огромное значение при этом имеет способность воспитателей применять передовой научный опыт, опыт других воспитателей.
Для правильного физического развития важна и роль родителей в физическом воспитании детей на основании индивидуальных рекомендаций, выданных воспитателями-педагогами, по отношению к каждому ребенку.
В результате комплекса организованных мероприятий в дошкольном учреждении и индивидуальной работы родителей, итогом их совместной работы должна стать подготовка ребенка к обучению в школе. Критериями оценки физической готовности могут быть:
- ходьба на расстояние;
- бег на дистанцию;
- прыжки в длину и высоту;
- метание вдаль и в цель.
2. В основном методика разучивания физических упражнений включает в себя 3 основных этапа:
1) начальное разучивание упражнения (рассказ);
2) углубленное разучивание, множественный повтор (показ);
3) закрепление упражнения (тренировка).
3. В процессе подведения практических результатов развития физических качеств детей по результатам учебного года видно, что, дети стали меньше болеть, их физические качества стали в основном превышать или соответствовать требованиям физического развития для дошкольников данного возраста. Доля детей не готовых физически за учебный год снизилась в 4,5 раза с 8,1% до 1,8%.
4. Анализируя особенности развития детей контрольной группы, исходя из личного опыта работы, можно сделать вывод, что любую психологическую нагрузку детей можно разгрузить за счет физических упражнений, подвижных игр, «физминуток» на занятиях, что способствует более качественному усвоению программы развития детьми.
Задачи, поставленные для исследования данной темы – выполнены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. Практическое пособие - М. : Айрис-Пресс, 2008 - 144 с.
2. Агапова И. А, Давыдова М. А. Подвижные игры для дошкольников - М. : Аркти, 2008 – 152 с.
3. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. Физическое развитие детей 5-7 лет. Планирование, подвижные игры, физкультурные досуги - Волгоград: Учитель, 2008 – 144 с.
4. Арнаутова Е. П., Белая К. Ю. Здоровье и физическое развитие ребенка - М. : Школьная пресса, 2009. - 40 с. (Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу Воспитание школьников; Вып. 197)
5. Бабенкова Е. А. Подвижные игры на прогулке – М. : Сфера, 2011 – 97 с.
6. Белая К. Ю. Физическое воспитание и познавательное развитие дошкольника - М. :Школьная пресса, 2007 - 96 с. - (Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу Воспитание школьников; Вып. 171)
7. Гаврилова В. В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. Планирование, конспекты занятий - Волгоград: Учитель, 2009 – 188 с.
8. Голомидова С. Е. Игровая деятельность на занятиях по физкультуре. Средняя группа - Волгоград: Корифей, 2008 – 96 с.
9. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ (основные виды, сценарии занятий) – М. : 5 за знания, 2007 – 112 с.
10. Дедулевич М. Н. Играй – не зевай. Подвижные игры с дошкольниками - М. : Просвещение, 2007 – 64 с.
11. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы - Волгоград: Учитель, 2011 – 170 с.
12. Морозова Л. Д. Сюжетные игры-занятия и подвижные игры в детском саду – М. : Аркти, 2012 – 88 с.
13. Образцова Т. Н. Подвижные игры для детей - М. : ООО Этрол, ООО Иктц Лада, 2005 - 192 с.
14. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа – М. : Мозаика-Синтез, 2010 – 112 с.
15. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4-5 лет – М. : Просвещение, 2007 – 111 с.
16. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Методическое пособие - М. : Мозаика-Синтез, 2009 – 64 с.
17. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.- 59-61с., 64-66с.
18. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации - М. : Мозаика-Синтез, 2009 – 96 с.
19. Фисенко М. А. Физкультура: Средняя и старшая группы. Разработки занятий - Волгоград: Корифей, 2008 – 112 с.
20. Харченко Т. Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии праздников в детском саду – СПб. : Детство-Пресс, 2011 – 160 с.
21. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях», «Дошкольное воспитание». - М. : «Просвещение», 1984 – 15-24с.
22. Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. «ФиС» – М, 1978- 110с.
23. Янаис С. В. Методические принципы и методы физического воспитания. Теория и методика физического воспитания. Под общей редакцией Харабуги Г. Д. – М., Физкультура и спорт, 1974 – 93, 100с.