Стародубцев Евгений
Организация физкультурных занятий на спортивно-игровой площадке в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье рассмотрены особенности проведения занятий по физической культуре в детском саду на спортивно-игровой площадке. В статье решаются задачи организации игр на свежем воздухе при проведении физических занятий в дошкольных учреждениях. В статье раскрывается роль уличных занятий физического воспитания в совершенствовании функциональных систем организма и укреплении здоровья ребенка.
Публикация «Организация физкультурных занятий на спортивно-игровой площадке в детском саду» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Ключевые слова: Физическая культура в детском саду, занятия на свежем воздухе, организация занятий физической культурой в дошкольных учреждениях.
В соответствии с требованиями действующего федерального образовательного стандарта в дошкольных учреждениях полноценное и разностороннее физическое развитие воспитанников достигается за счет правильно организованной двигательной активности. С целью обеспечить детям необходимый режим двигательной активности в современных детских садах создается соответствующие материально-те5хнические условия как в помещении образовательного учреждения, так и на его прилегающей территории.
В качестве одной из приоритетных задач реализации современных программ дошкольного образования, можно обозначить укрепление здоровья детей, создание условий для их психического и физического благополучия.
В этой связи важнейшей задачей инструктора по физической культуре в детском саду является приобщение дошкольников к физическим упражнениям и формирование у них правильных двигательных умений и навыков. Физические упражнения и спортивные игры оказывают положительное влияние на работу внутренних органов и систем детского организма, дают умеренную физическую нагрузку, создают необходимую базу для овладения в дальнейшем по мере развития и взросления ребенка более сложными физическими упражнениями, приучают к определенному напряжению при выполнении двигательных действий.
Каждое новое физическое упражнение усваивается воспитанником быстрее, когда в его составе многие элементы уже знакомы ребенку и когда такие двигательные элементы многократно закреплены. Поэтому, организация планирования занятий на спортивной площадке детского сада по физической культуре осуществляется инструктором таким образом, чтобы спортивные упражнения и игры на открытом воздухе подбирались с учетом знакомых детям игровых занятий, элементов построений и перестроений, подвижной деятельности.
Организация занятий по физической культуре на спортивной площадке детского сада дает детям возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях, чем в помещении. Регулярное повторение физических упражнений и подвижных игр в условиях открытого пространства независимо от сезона способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию у детей силы, выносливости, гибкости, ловкости, хорошей координации движений. Также занятия на спортивных площадках обеспечивают выполнение одной из приоритетных задач физического воспитания, поскольку они развивают сердечнососудистую, дыхательную, нервную систему ребенка, а также общее закаливание его организма.
Поскольку занятия физической культурой вне здания детского сада проводится без специальной спортивной формы, то их целесообразно проводить в конце прогулки детей. При организации занятий немаловажным моментом для инструктора по физическому воспитанию является правильное распределение двигательной деятельности воспитанников. Если на улице холодное время года, то занятия можно начать с легкого, умеренного бега, который обеспечит усиление кровообращения и тем самым запустит процесс согревания ребенка, при этом такой бег не вызовет повышенного потоотделения у детей.
В зимнее время года, когда наиболее холодная погода наибольшее внимание следует уделить различным эстафетам. В ходе участия в эстафетах воспитанники оживлены, подбадривают товарищей, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши, а значит, активно и много двигаются с меньшей вероятностью замерзнуть. При этом, элементы заданий, используемые в эстафетах должны быть знакомы детьми и отработаны ими вместе с инструктором на занятиях по физической культуре, проводимых в спортивном зале.
Зимой педагогу следует внимательно следить за тем, чтобы дети выполняли физические упражнения и элементы эстафеты, проводимые на спортивной площадке быстро и исключить моменты долгого ожидания детьми своей очереди. В таком случае, чтобы активизировать малоподвижных, вялых детей, и включить их в процесс занятия инструктору необходимо назначать их ведущими в физической активности, игре, эстафете. Воспитанникам требуется регулярно напоминать, что надо бегать, участвовать, а не стоять во время выполнения спортивных игр.
Естественно особое внимание следует уделять детям, вышедшим после перенесенной болезни. Такому ребенку необходимо снизить физическую нагрузку, для чего можно использовать различные виды ходьбы или упражнения меньшей подвижности. Переболевшего ребенка можно привлечь к помощи инструктору, раздаче спортивного инвентаря, а также можно предложить ему выступить в качестве педагога или судьи, дать задание смотреть за правильностью выполнений физических упражнений сверстников и оценивать их.
Занятия на спортивно-игровой площадке летом, играет важную роль в общей оздоровительной направленности физического воспитания детей дошкольного возраста. Принципиально важно с максимальной пользой использовать благоприятные погодные условия теплого времени года для укрепления здоровья воспитанников, чтобы каждый ребенок перед наступлением холодов достаточно укрепил здоровье.
В летнее время на занятиях по физической культуре организованных на игровой площадке проводятся всевозможные подвижные игры. Для проведения занятий используется всевозможный спортивный инвентарь : мячи, скакалки, обручи и прочее, который помогает разнообразить и расширить область занятий.
Посредством игр и игровых упражнений на площадке детского сада воспитанники учатся управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Зачастую игры на занятиях по физической культуре имеют коллективный характер, а в играх коллективного характера нередко возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети так же учатся также в ходе игр. Поэтому занятия на игровой площадке играют важную роль в стимулировании развития межличностных взаимоотношений между детьми.
Каждое занятие физической культурой в детском саду реализует совокупность воспитательных, образовательных, оздоровительных и развивающих задач. Занятия на детских игровых площадках рекомендуется проводить в летнее время не менее трех раз в неделю. Время физкультурного занятия на основании нормативных требований определяется с учетом возраста детей. Здесь соблюдается следующая закономерность: чем дети старше, тем дольше длится занятие по физической культуре. Таким образом, если в младшей группе их длительность составляет 15 минут, то в средней продолжительность его увеличивается до 20 минут, а в подготовительной группе можно организовывать уже получасовые занятия.
При проведении физкультурных занятий инструктору следует общаться с воспитанниками в спокойном и доброжелательном тоне, хвалить отдельных детей или группу, оказывать им при необходимости индивидуальную помощь, следить за правильностью выполнения упражнений.
Структура физкультурного занятия на спортивно-игровой площадке в детском саду зависит от возраста воспитанников и группы подвижности, к которой они причислены. Однако можно выделить следующие обязательные для всех подобных занятий этапы :
1) Вводная часть занятия. На этом этапе инструктор по физическому воспитанию мотивирует детей на продуктивность, разъясняет план занятия, создает хорошее настроение.
2) Вторым этапом является разминка. Обычно на него отводится около пяти минут. В ходе разминки воспитанники выполняют ходьбу с заданиями: с высоким подниманием колен, в колонне друг за другом, на пятках, на носках, змейкой. Бег врассыпную, с закидыванием ног назад, широкими шагами, бег между поставленными в одну линию предметами. Разминка также включает прыжки, строевые упражнения, повороты, построение в шеренгу.
3) Общеразвивающие упражнения реализуются на третьем этапе. Данному этапу также целесообразно отвести около пяти минут занятия. Каждое физическое упражнение дети делают в несколько повторений.
4) Основная часть занятия. Этому этапу инструктор отводит порядка 10-15 минут. На данном этапе реализуется тренировка суставов, мышц и связок, вырабатываются физические качества, формируются двигательные умения и навыки. В ходе основной части занятия инструктор по физическому воспитанию объясняет и показывает основные виды движений. В качестве примера можно привлечь одного из воспитанников для наглядной демонстрации выполнения упражнения. Дети повторяют за ним.
5) Подвижные игры. В ходе этого этапа инструктор по физическому воспитанию объясняет детям правила, сообща выбирают ведущего, проигрывают ситуации, подводят итоги проведенной игры. Необходимый для организации игры инвентарь педагоги готовят заранее.
6) Релаксация или задания на восстановление дыхания.
7) Подведение итогов занятия.
Организация занятия по физической культуре на детской площадке требует от инструкторов соблюдения примерной структуры. Занятия можно организовывать с музыкальным сопровождением или без него. Многие упражнения во время занятий на свежем воздухе проводят в игровой форме. Для этого требуется специальная и общая подготовка воспитанников.
Для обеспечения специальной и общей подготовки детей инструктора по физическому воспитанию используют различные комплексы упражнений на координацию, закрепление и получение физических двигательных навыков, общее развитие детского организма. В зависимости от структуры занятия регулируют и физическую нагрузку воспитанников. Пик физической нагрузки, в соответствии с требованиями действующего федерального стандарта о дошкольном образовании, должен приходится на основную часть занятия и момент проведения подвижных игр. Постепенно к заключительной части занятия на спортивной площадке интенсивность физической нагрузки снижается. Упражнения выполняют с многократным повторением, равномерным распределением нагрузки на детский организм и из разных исходных положений. Они направлены на общую подготовку организма, развитие специальных групп мышц и индивидуальных особенностей.
В летнее время появляется возможность организовать для групп на спортивных площадках занятия по легкоатлетической подготовке. Такие занятия способствуют развитию таких основных двигательных навыков как метание, прыжки, бег. Для этого необходимо оснащение спортивной площадки всем необходимым оборудованием и инвентарем. Хорошо, когда в этих целях сделана разметка для прыжков, и бега, организован сектор для метания. Также требуется сосредоточение необходимого количества выносного оборудования: различные мячи, обручи, скакалки, атрибуты для подвижных и спортивных игр.
Подводя итоги, можно отметить, что осуществление занятий по физической культуре на спортивно-игровых площадках в детском способствуют совершенствованию развития двигательной активности детей, а также позволяет укрепить здоровье воспитанников. Такие занятия позволяют формировать у дошкольников следующие стремления:
1) увлеченность физической деятельностью на территории детского сада;
2) проявление стремления, инициативы, самостоятельности, активности воспитанников при выборе средств, способов действий;
3) постоянный интерес к физическим упражнениям, стремление к потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, занятия детей по физической культуре на спортивных площадках являются неотъемлемым элементом образовательного и воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях.