Юлия Баландина
Организация физкультурной деятельности в группе МКДОУ «Детский сад №56» компенсирующего вида.
▼ Скачать + Заказать документы
Организация физкультурной деятельности в группе МКДОУ компенсирующего вида.
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Количество дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) достигает в среднем по России 25%.
Публикация «Организация физкультурной деятельности в группе МКДОУ „Детский сад №56“ компенсирующего вида,» размещена в разделах
Мы особое внимание уделяем физкультурной деятельности в своей группе. Двигательная активность в группе создает энергетическую основу для роста и формирования систем организма, нормально психического и физического развития. Слабые мышцы дошкольника легко утомляются (особенно мышцы спины, что ведёт к нарушению осанки. Слабость брюшных мышц не обеспечивает правильного дыхания. Неправильное дыхание приводит к разрастанию аденоидной ткани и ослабляет питание кислородом мозг, что затрудняет созревание психики ребёнка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведёт к их активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе.
У детей дошкольного возраста нужно сосредоточить внимание на развитие таких физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила и выносливость. Эти качества формируются во время физических упражнений. В группе целесообразно организовывать работу в игровой, занимательной форме, терпеливо обучая выполнению элементарных движений. Разучивая какое-либо действие, необходимо соблюдать алгоритм ( например: выработка равновесия начинается с ходьбы по линиям, начерченным на полу, затем это упражнение выполняется на повышенной площади опоры, позднее добавляется перешагивание через предметы, лежащие на полу, а затем на скамейке).
Эффективному обучению детей с ЗПР ходьбе и бегу, лазанию и перелезанию препятствует плохая координация движений. Поэтому в упражнения рекомендуется включать одноименные движения (левой рукой и левой ногой, потом правой рукой и правой ногой) при обучении лазанию и перелезанию. При этом уделять большое внимание пропедевтической работе в группе ( например: поднимание на два счета правой согнутой ноги с одновременным выносом правой руки вперед до касания колена; затем то же самое, но с добавлением шага).
Из-за быстрой утомляемости и слабого физического развития дети с ЗПР с большим трудом усваивают упражнения на выработку правильной осанки, удержание положений тела в нужной позиции. В таком случае в группе полезны упражнения с грузом в руках (мешочки с песком, гантели, ходьба с удержанием груза на голове, упражнения у вертикальной стены, когда ребёнок касается её пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками и затылком (стоять так необходимо в течение нескольких секунд, а затем походить, удерживаю принятую позу). Для укрепления сводов стопы, мышц нижних конечностей можно использовать движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках, имитационная ходьба, подскоки и другое.
Чтобы снять у ребенка эмоциональное напряжение, боязнь ошибиться, после обучения в группе предложите ему попробовать сделать разученное упражнение самостоятельно, в своем темпе и ритме. Для поддержания интереса все задания необходимо обыгрывать, желательно объединяя одним сюжетом ( например: «Школа космонавтов», «В поисках клада», «Подводное царство» и т. д.).
В группах часто встречаются дети с гиперактивностью, которым в течение дня можно предлагать игры и упражнения малой и средней интенсивности («Будь внимательным», «Не ошибись», «Слушай сигнал» и др.). Гипоактивным, наоборот ( задания типа: «За ведущим», «Не урони мяч», «Ловишка - бери ленту» и др).
Во все виды двигательной деятельности в группе необходимо включать упражнения на дыхание. Желательно, чтобы дыхательные упражнения носили имитационный характер («Лес шумит», «Вертолет», «Гуси летят» и т. д.).
Ежедневно для организации двигательной активности детей в группе включаем :
• подвижные игры в течение дня (бессюжетные и сюжетные; игры-забавы; соревнования; эстафеты; игровые упражнения: «Зоркий глаз», «Ловкие прыгуны», с подлезанием, перелезанием; спортивные упражнения);
• артикуляционную гимнастику; пальчиковую гимнастику;
• динамические паузы на занятиях и в перерыве между ними, необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждению психического утомления; содержанием их являются физкультминутки, несложные упражнения коррекционной направленности, на развитие мелкой моторики или подвижные игры; релаксация;
• гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными процедурами. Сюда входят: корригирующие упражнения и самомассаж, гимнастика сюжетно-игрового характера, корригирующие упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по массажным и ребристым дорожкам, укрепления основных дыхательных мышц, развития мелкой моторики зрительно-пространственной координации.
Гатина Ирина Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад № 56» компенсирующего вида