Елена Еремина
Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ
Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким деткам присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У некоторых детей с общим недоразвитием речи при нарушении общей моторики встречается противоположный процесс – повышенная двигательная активность. У таких детей присутствует моторная напряженность, скованность, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта.
Для правильной организации работы мной проводится обследование детей ( два раза в год: в сентябре и в мае, которое помогает мне выявить индивидуальные особенности каждого дошкольника. Я обращаю внимание на общий вид ребёнка, его осанку, походку, навыки самообслуживания. Результаты фиксируются в индивидуальной диагностической карте. По результатам диагностики я разделяю детей на группы :
- -дети трудные, имеющие низкий уровень физического развития
- - дети- инвалиды
- дети, имеющие способности к физическому развитию
Критериями создания таких групп выступают разные показатели:
1. Состояние здоровья (уровень функционирования систем организма, отсутствие или наличие заболевания, способность к адаптации, высокая трудоспособность).
2. Уровень физической подготовленности (характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств).
3. Уровень двигательной активности (под которым понимаем объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.) Установление таких групп даёт мне возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объёму физической нагрузки, методам и приёмам в зависимости от подгруппы. А это, в свою очередь, позволит более эффективно решать задачи развивающего обучения каждого дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей.
Затем, намечаю цели и задачи, выбираю методы и приёмы, различные формы взаимодействия.
В содержание работы с детьми, имеющими низкий уровень физического развития и детей с ОВЗ входят :
Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физинструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;
Мотивация на улучшение результатов (похвала);
Релаксация во время занятия;
Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
Чтобы преодолеть несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника, определяю индивидуально-образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут я рассматриваю как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного физического потенциала ребёнка.
Физическое развитие детей - инвалидов требует особых подходов. Таким особенным детям нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. В работе с такими детишками я учитываю принципы адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая культура (АФК) - это физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Большое значение имеет физкультурно-оздоровительная работа с детьми - инвалидами. Упражнения на дыхание, закаливание, массаж, ходьба по корригирующим дорожкам оказывают стимулирующее воздействие на физиологические системы детей.
Дети, имеющие способности к физическому развитию, энергичны и всё время хотят двигаться, проявляют большой интерес к движениям, обладают хорошей зрительно-моторной координацией, отлично управляют своим телом при маневрировании, смелы и любят спортивные игры. Они практически никогда всерьёз не устают, если заняты любимым делом. Такие дети очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться, не проливают слезы по каждому пустяковому синяку. Очень важно вовремя заметить способного ребенка и создать условия для развития его способностей.
Детям, имеющим способность к физическому развитию, я стараюсь дать возможность в спортивных и подвижных играх проявить собственную активность и утвердить себя. Обычно таких детей я ставлю капитанами спортивных команд, усложняю для них определённые упражнения.
При индивидуальном консультировании родителей я рекомендую посещение спортивных секций.
Суть индивидуальной образовательной траектории воспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Мы стараемся так воспитывать наших детей, чтобы они могли заботиться о своем здоровье, относиться к жизни как к высшему дару, понимать приоритет здорового образа жизни, направленного на сохранение и укрепление здоровья.