Гульназ Хайруллина
Организация двигательно-оздоровительных мероприятий с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ.
1. Моделирование упражнений и заданий на развитие мелких мышц рук.
- Имитация процедуры мытья рук с разным напором воды: задание может быть включено в занятия продуктивной и музыкальной деятельности.
- Рисование в воздухе кистями и пальцами рук.
- Упражнение «Радужные брызги»: встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды.
- «Пальчики здороваются».
- «Встреча друзей» - поочередно прикасаться пальцами одной руки к пальцам другой руки.
Темочки:
- «Угадай, что я нарисую» (рисование в воздухе пальцами).
- «Цветок» (выполняется под текстовое сопровождение):
Наши алые цветки распускают лепестки – сложенные в виде бутона ладони, медленно раскрываясь, имитируют раскрывающийся цветок.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет – колебательные движения каждым пальцем отдельно.
Наши алые цветы закрывают лепестки – пальцы соединяются снова, образуя бутон.
Тихо засыпают, головой качают – круговые движения кистями, сложенными в виде бутона.
2. Задания на развитие мимики и артикуляции.
«Облака»
- выполняется под текстовое сопровождение:
По небу плыли облака,
Я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
- Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
Мышцы лица расслабляются, на нем появляется улыбка.
А вот другое облачко –
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
Выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивительно облачко
Приоткрывает рот:
«Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягонький,
Летим, летим со мной!»
Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.
Мимические упражнения (для детей средней и старшей групп):
- «Спать хочется»: в положении сидя на стуле дети зевают, глаза постепенно закрываются (веки тяжелеют, брови подняты, голова медленно падает на грудь, туловище расслабляется;
- «Вкусное варенье»: движения языком по верхней губе, губы и нижняя челюсть неподвижны;
- «Слоники»: губы вытянуты вперед – имитация всасывания воды хоботом при вдохе. То же – имитация разбрызгивания воды при выдохе (воздух выпускается через сжатые губы).
3. Физкультминутки на различных занятиях.
«Весёлая считалочка» (старший дошкольный возраст).
Африканский бегемот
Переходит реку вброд,
Сколько слышится шагов,
Показать ты мне готов?
Воспитатель показывает цифру, соответствующую числу шагов, которые должны сделать дети: тяжелые шаги на месте, с переступанием с ноги на ногу всей стопой.
Ну а это зайка скачет по лужайке,
Исключительно для нас
Он подпрыгнет восемь раз.
(Восемь легких прыжков на полной ступне или на носках)
Мы теперь канатоходцы,
Сколько можем простоять?
Раз, два, три, четыре, пять.
Ну а если силы взвесить,
Можно дольше продержаться,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Это – без пяти пятнадцать.
Стойка «египетский шаг». Исходное положение – стоя, ноги на одной линии, носок левой ноги упирается в пятку правой.
Вот – серьезная задача:
Глядя на живых окон
В тихой комнате на даче,
Посчитаем мы ворон.
Дети делятся на две группы. Первые – попарно изображают руками прямоугольные окошки: один ребенок кладет руки на плечи другому, а тот держит его за талию. Вторые, размахивая руками-крылышками, изображают пролетающих мимо окна ворон. Третьи – считают. Затем дети меняются ролями.
«Кошкины повадки» (средняя и старшая группы)
Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Дети ходят на цыпочках, стараясь выполнять движения по ходу текста максимально бесшумно.
Но подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Легкие и быстрые прыжки на месте сменяются неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой. На Ходу «кошки» слегка покачиваются в стороны.
«Ромашки» (подготовительная группа).
Воспитатель предлагает детям взяться за руки так, чтобы получился круг, а затем присесть на корточки. Далее он говорит: «Представьте, что вы – ромашки и растете на клумбе», после этого ребята выполняют упражнения под текстовое сопровождение.
Мы ромашки, ромашки, ромашки.
На клумбе не спеша вырастаем.
Дети медленно привстают с корточек, затем постепенно поднимают руки.
Нас любят не напрасно,
Когда мы расцветаем.
Ходьба по кругу, взявшись за руки.
Мы – красивые цветы,
Мы – весёлые цветы.
Махи руками вперед и назад. 2-3 раза.
«Весёлый поезд» (средняя группа).
Воспитатель. Будьте внимательны, как только услышите гудок паровоза (воспитатель играет на дудочке, все вставайте друг за другом и наш весёлый поезд отправится в путь.
Звучит сигнал (гудок паровоза, и дети вместе с воспитателем в соответствии с ритмом стихотворного текста В. Мусатова «Веселый поезд» двигаются топающим шагом, то ускоряя, то замедляя движения. Воспитатель подчеркивает ритмические, темповые, динамические изменения звучанием бубна.
Десять вагонов - десять ребят,
Мчатся вагоны и громко гудят.
Мчатся вперед по буграм, по откосам,
Каждому хочется быть паровозом.
Вот запыхтел «чу-чу-чу» паровоз,
Десять вагонов на горку повез.
Десять вагонов отстать не хотят,
Тоже стараются, тоже пыхтят
Каждый ногами работает ловко,
Ехали, ехали - стоп! Остановка.
А вот какой красивый расписной конь, как будто в белых яблоках (конь-каталка). Кататься на таком коне нравилось всем, вот и придумали про него считалки:
Тучи-тучи, тучи-тучи,
Черный конь большой, могучий,
Через тучи скачет он,
Ты не видел - выйди вон!
Дети встают в круг, воспитатель читает считалку, тот на кого приходится слово «вон», выходит из круга и катается на лошадке, или имитирует движение, выполняя «прямой галоп» на слова:
На лошадке я скачу,
Цок, цок, цок, цок, цок,
Эй, садитесь, прокачу,
Цок, цок, цок, цок, цок
Воспитатель ударами в бубен или при помощи другого музыкального инструмента помогает создать ритм, под который удобно скакать.
Воспитатель. А вот и Бука – смешной, лохматый, вставайте, мы с ним поиграем.
Дети играют в ритмическую игру со словом:
Раз, два, три, четыре, пять,
Букой вздумали пугать, (дети идут по кругу).
Три,четыре, пять, шесть,
Вы не верьте, что он есть, (сужают круг).
Пять, шесть, а дальше семь, (хлопают в ладоши).
Буки, братцы, нет совсем! (топают на месте)!
Разбегаются в разные стороны и рассматривают расписного коня:
Мой конь, солнечная грива (идут по кругу высоким шагом,
Нарисую тебя сильным и красивым,
Топ, топ, топ, топ!
Мой конь, скачи (скачут прямым галопом)
Топ, топ, топ, топ!
Меня ищи! (прямым галопом дети скачут в разные стороны, затем присаживаются на колени и закрываю глаза).
Воспитатель дотрагивается до каждого ребенка и спрашивает: «Оля?» Ребенок отвечает: «Я здесь» и т. д. Когда все дети собрались, воспитатель предлагает занять в поезде свои места. По сигналу паровоза (звучит дудочка) все отправляются из «игрушечной столицы» домой, выполняя топающий шаг под песню «Паровоз» на стихи О. Высотской.
Паровоз, паровоз,
Новенький блестящий,
Он вагоны повез,
Будто настоящий.
Дальняя, дальняя, дальняя дорога-
Вдоль нашей комнаты
Прямо до порога.
Рекомендуемая литература:
1. Кудрявцев, В. Т. Развивающая педагогика оздоровления. /В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. – М. : Линка-пресс, 2000.
2. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Маханева. – М. : Просвещение, 1998.
3. Кравчук, Л. Комплексное занятие «Знакомство с бабушкиными игрушками» / Л. Кравчук // Дошкольное воспитание. – 1996. - №3. – С. 28-29.