Маргарита Федорович
Организация дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С детьми экспериментальной группы начали проводить занятия с использованием дидактических игр, направленные на формирование познавательной активности.
В младшей группе надо вводить дидактические игры, которые можно проводить за столом. Например, игра на уточнение цвета, размера предполагает более сложные по форме и величине матрешки, бочонки, пирамиды, вкладные чашки и другие разборные и вкладные игрушки.
Публикация «Организация дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением.
Были спланированы следующие задачи работы с детьми :
Для развития внимания: учить внимательно рассматривать картинку; формировать умение передавать точность рисунка; учить правильно называть цвета; закрепление знаний детей о временах года, их характерных признаках.
Для развития памяти: развивать умения составлять картинку по образцу; развивать умения находить идентичное изображение и запоминать их; развивать умение запоминать точно воспроизводить словесное описание предмета; учить находить недостающие элементы в рисунке; учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Для развития мышления: уточнить представления о временах года, их последовательности и основных признаках; развитие умения играть в команде; описывать предметы, отгадывать загадки по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам.
В работе к обучению математике ставились следующие задачи: находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного; учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов.
Для развития речи решались следующие задачи: развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной; активизировать употребление в речи детей названий предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены; развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, предлоги; приучать употреблять существительные с обобщающим значением (одежда, посуда, мебель, овощи и т. д.); приучать детей слушать и понимать речь взрослого.
Для подготовки к обучению грамоте: отношение к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывание им правильной формы слова; формирование умения получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.
Для развития мелкой моторики: развитие у детей умения реагировать на слово-сигнал, имитировать движения; совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать-закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать, ориентируясь на их величину; обучать детей порядку одевания и раздевания.
Знакомство с окружающим миром: формировать у детей познавательное отношение к миру; поддерживать у детей желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, (рукотворных, мира живой и неживой природы, расширять и обогащать представления детей о них, их признаках и свойствах; побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами; способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими игрушками, природным материалом, разнообразными предметами взрослого быта.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
В возрасте 3-4-х лет память и внимание ребенка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребенка в этом возрасте — значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Чем больше времени педагоги и родители уделяют развитию различных видов памяти и внимания, тем выше интеллектуальный потенциал ребенка. Именно поэтому необходимо организовывать систематическую и целенаправленную работу по развитию памяти и внимания ребенка. Развитию памяти, внимания детей способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.
Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами. Например, когда содержание игры еще недостаточно понятно детям, у них не возникает желания в общении. Как правило, в таком случае дети действуют по подсказке воспитателя, говорят заученные специально для этой игры фразы, имитируя общение. Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение может не быть чисто речевым, т. е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов. Но при этом педагогу следует подсказать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении. Постепенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Все это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть заменено жестами.
Математика – один из самых трудных учебных предметов. Она оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие. Отсюда, одной из наиболее важных задач воспитателя является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Дидактические игры и игровые упражнения – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая другая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети. Она может быть индивидуальной и коллективной.
В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие мелкой моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка. В развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста большую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т. д.). Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук. Дидактические игры могут внести большой вклад в развитие мелкой моторики.