Воложанина Людмила
Организация детского шумового оркестра в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Если Вы приняли решение создать со своими воспитанниками оркестр или инструментальный ансамбль, вам могут пригодиться мои небольшие рекомендации.
Главное в работе руководителя оркестра - правильный выбор репертуара. Репертуар детского оркестра должен быть доступен участникам интеллектуально, психологически, эмоционально, с точки зрения исполнительских возможностей. Очень важно, чтобы участники оркестра испытывали интерес к эмоциональной образности разучиваемого произведения, чтобы им было понятно и интересно то, что они играют.
Публикация «Организация детского шумового оркестра в детском саду» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оркестр для детей
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Не менее важно соответствие произведения исполнительским возможностям детей. Если репертуар будет завышен по степени трудности, ребята могут потерять интерес к разучиваемому произведению. Не следует увлекаться и слишком легкими произведениями, так как легкий репертуар может быть мало интересен детям как с точки зрения восприятия, так и исполнительства.
В работе с оркестром музыкальные руководители, зная некоторые правила инструментовки, могут сами определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).
Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Но следует не допускать, чтобы большая часть детей долго простаивала, когда солирует какой-то один инструмент.
Мелодию могут играть сначала одни инструменты, потом - другие (металлофоны, ксилофоны, виолы, детские аккордеоны, синтезаторы). На фоне инструментов, выполняющих какой-либо элемент фактуры (например, ритмический рисунок мелодии или метрическую пульсацию - треугольники, румбы, маракасы, акценты лучше поручить другому инструменту, более яркому по тембру (бубен, тарелки, а сильные доли тактов - третьему (в зависимости от характера музыки и исполнительской готовности участников коллектива).
При исполнении народных мелодий следует привлекать народные инструменты (деревянные ложки, трещотки, рубели, коробочки и т. д.). Для классической музыки они неприемлемы - здесь предпочтительнее использовать инструменты, аналоги которых имеются в симфоническом оркестре (треугольник, ксилофон, металлофон, бубен, маракас, бубенцы и др.).
Начиная работу по разучиванию оркестровых партий, нужно сразу учить детей правильно держать инструменты и правильно извлекать звук. Не забывайте постоянно контролировать сами и обращать на это внимание детей, ведь от этого зависит красота и насыщенность звучания вашего оркестра.
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог должен побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.
Если вы приняли решение организовать вокально – инструментальный ансамбль, контролируйте, чтобы инструменты не заглушали пение детей – солистов. Возможно инструментовать только вступление, проигрыши и заключение.
Если руководитель предлагает своему коллективу не только играть в оркестре, но еще и двигаться под музыку, следует учитывать жанр произведения и соответствие ему движений. К примеру, играя польку, естественным будет двигаться шагом польки, приставными шагами, легкими поскоками или другими танцевальными шагами. В этом жанре неестественно смотрится маршевый шаг или плавное качание с ноги на ногу. Если вы вводите в оркестр движения, они также должны быть отработаны, исполняться легко, слаженно, с одной ноги, в одну сторону, начинаться и заканчиваться одновременно.
Логическим завершением работы над произведением является концертное выступление — это праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе. Очень важно перед выступлением создать хорошее творческое настроение, настроить детей на успех.