Ирина Белякова
Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности «Я гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Публикация «Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности „Я гражданин России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Работа по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста должна проходить через интеграцию образовательных областей.
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В своей работе с детьми нашей группы мы ставим перед собой цель и задачи.
Цель:
Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи:
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Воспитывать интерес к истории своей Родины.
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.
Закрепить знания о государственной символике РФ.
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках.
Расширять знания о малой родине.
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим.
Воспитывать активную жизненную позицию.
В своей работе мы используем различные формы работы.
Формы работы
Работа с детьми
Непосредственно образовательная деятельность
Викторины
Праздники
Чтение художественной литературы
Беседы
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
Художественное творчество
Стихи, пословицы и поговорки о Родине
Презентации
Работа с родителями
Консультации
Памятки
Совместная работа с детьми
Участие в конкурсах
Проведение совместных мероприятий
В группе создан центр патриотического воспитания, где находятся символы большой и малой Родины, портрет президента страны, дидактические игры по теме, альбом с иллюстрациями «Наш любимый город», лет бук, пособия, созданные родителями.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является развитие интереса к своей семье, своим близким, друзьям. Формированию познавательного интереса к представителям старшего поколения воспитанию уважения к ним. Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них.
Наша задача привить у детей любовь к своей семье, своему городу, его истории, традициям, достопримечательностям, памятникам. Старшие дошкольники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины.
Мы продолжаем знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Для представления у детей о символике с детьми проводятся беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «Что обозначают цвета нашего флага», «Как слушают и поют гимн».
В процессе работы мы знакомим детей с бытом и традициями России, с видами устного народного творчества: считалочками, пословицами и поговорками, загадками и потешкамии.
Знакомим детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск. Образ защитника Родины формируется через образы реально существовавших личностей, былинных и сказочных богатырей.
Я считаю, что очень важно рассказывать детям о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники. Девятого мая мы ходим к памятнику погибшим воинам и возлагаем цветы.
В нашей группе по комплексно тематическому планированию проходили темы недели «Мой город, моя страна, моя планета», «День народного единства». За это время дети узнали много нового и интересного о нашей стране, своей малой Родине. У детей сформировалось представление о родственных отношениях, о доме, семье. Детям была показана презентация об истории и достопримечательностях родного города, о людях которые прославили наш город. Ребята рассматривали табличку на здании детского сада с указанием его адреса. С детьми проводились беседы «Москва – столица нашей Родины», «Наша Родина – Россия», «Символы России», «Моя дорога в детский сад». Для детей была организована выставка книг о России. Дети рисовали рисунки по теме недели. Итогом недели стала организация выставки детских рисунков в группе. Также дети познакомились со стихами о Родине, разучивали пословицы и поговорки. Дети узнали происхождение праздника «День народного единства». Рассматривали иллюстрации Минина и Пожарского, русских богатырей. Детям я читала книгу «Сказание о богатырях земли русской».
Работая с детьми по развитию патриотического воспитания, мы заметили: Дети знают традиции русского народа, символику России, историю малой родины. У детей стали более глубокие знания о России. Дети с удовольствием изучают карту и глобус России, ищут различные города, изучают животных проживающих на территории страны. Проявляют интерес к декоративно – прикладному искусству. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России.
Я считаю, что работа по патриотическому воспитанию дошкольников очень важна для воспитания в детях чувства патриотизма и формированию основ гражданской идентичности.
Центр патриотического воспитания.
Дети изучают символы России.
Выставка книг о Родине.