Наталья Бендрик
«Организация самостоятельной деятельности детей средствами социо-игровой технологии». Семинар-практикум для педагогов
▼ Скачать
Почему мной выбрана для изучения социо-игровая технология?
Во –первых. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Это и есть те целевые ориентиры возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, которые прописаны в ФГОС ДО.
В связи с этим возникают проблемы.
Публикация «„Организация самостоятельной деятельности детей средствами социо-игровой технологии“, Семинар-практикум для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Как реализовать ООП в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде и важнее всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка согласно ФГОС?
Во вторых. Как выполнить требования СанПиН 2013 г. и отвести на прогулку 3-4 часа в день, на самостоятельную деятельность детей – 3-4 часа, а на НОД всего от 30 до 90 минут в зависимости от группы?
Чем заполнить время, отведенное на самостоятельную деятельность детей, деятельность на прогулке – по 15-20 часов в неделю?
Это колоссальный пласт времени!
Добиться этого старыми педагогическими подходами становится практически невозможно. Сейчас педагогические коллективы, сохранив ранее наработанный общекультурный уровень работы взглянули на эту проблему более заинтересованно.
И проблема заключается не в переучивании воспитателей, а в возвращении им веры в себя!
Вячеслав Михайлович Букатов говорит:
«У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников»
Образно говоря, если в традиционной педагогике взрослый выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети – роль зрителей, то в социо-игровом подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов.
Что же говорит В. М. Букатов по этому поводу:
• Если дети на занятии были малоподвижными, то социоигрового стиля скорее всего не было;
• Если на занятии не было хотя бы 2-3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то можно смело утверждать, что занятие было не вполне социоигровым;
• Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение (а только с воспитателем, то даю голову на отсечение – «социоигровая педагогика и близко не лежала…»
Деление на пары, тройки, малые группы
«Игры-задания для игрового настроя»
Давайте сначала поприветствуем друг друга.
Игра «Передай улыбку»
С помощью таких игр, как «Передай улыбку», «Здравствуйте!», «Передай настроение», «Комплименты» и другие, воспитатель в утренние часы настраивает детей на психологически положительный лад, замкнутым детям помогает вступить в контакт со сверстниками.
Мы с вами сняли эмоциональное напряжение от того, что вы не знакомы друг с другом.
Как сказали наши коллеги, эффективность обучения повышается, если работа проходит малыми группами детей, парами и т. д.
Существует много способов деления на пары, группы. Деление может быть спонтанно, возникшее во время самостоятельной деятельности детей. А также с применением специальных приемов.
Объединение детей по их желанию, сходству, жизненным ситуациям
• Объединение детей по слову, движению, действию. Опора на расчет детей по порядку
• Объединение детей по разрезному материалу (аналогично)
• Объединение детей по отдельным предметам, объединённым одним названием (признаком).
• Объединение детей путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок.
Мы попробуем вам объединиться в малые группы:
1) по волосам: короткая стрижка, волосы средней длины распущенные, волосы длинные собранные;
2) по обуви: в бахилах, во второй обуви, без обуви;
3) по предметам (раздаю пластмассовые овощи и фрукты) : по цвету, по форме, по величине, по родовому признаку.
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.
Авторы социо-игровой технологии предлагают определенную последовательность введения игр:
Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.
Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.
Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.
Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.
Поиграем в первый вид игр - игры дл делового настроя которые решают задачи пробуждения интереса детей к друг другу, ставят участников в зависимость друг от друга и учат взаимодействию.
Игра «Слухачи». Деление на малые группы. Лидеры от трех (можно более) выходят за дверь, воспитатель задает слово (лучше 3-сложное, с открытыми слогами, например «бу-ма-га». Каждой группе дает один из слогов, группы пропевают свой слог на мотив детской песни по выбору. Лидеры заходят и слышат одновременное пение трех слогов и отгадывают слово.
Игра «Волшебная палочка» со всеми вместе, по кругу в одну сторону. Передающий палочку - называет сказку, принимающий палочку - называет персонажа этой сказки. Обратите внимание: каждый ребенок выступает в двух ролях: передающего и принимающего.
В результате этих игр дети настраиваются на деятельность, пробуждается интерес к друг другу.
«Игры социо-игрового приобщения к делу»
В группу упражнений социо-игрового приобщения к делу собраны игры-задания, каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом. Целью этих игр является выстраивание деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей с друг с другом.
Такие игры подробно описаны в «Карманной энциклопедии социо-игровых приемов обучения дошкольников», под редакцией д. п. н В. М. Букатова
«Эхо», «Так и не так», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами», «Города с небывальщиной», «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «Летает- не летает», «По алфавиту», «Бытовые механизмы» и т. д.
Сейчас мы с вами поиграем в некоторые их них.
Распределимся на группы по одному из способов деления: по цвету программок. (В руках у участников прграммки семинара различных цветов).
Игра «Живая буква». Лидер группы получает от воспитателя задание - букву, которую строят все участники малой группы. Другие группы отгадывают, какая буква задавалась.
Игра «Превращение предмета» со всеми по кругу в одну сторону. Из «Волшебной коробки» достается любой предмет, например, брусок. Каждый должен придумать «Что это?» и показать, как им пользоваться. В другую сторону предмет меняется, например, карандаш.
Играя в эти игры, дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, спорить, выделять лидера, учатся подчиняться ему и высказывать свое мнение. И при этом не чувствовать себя обиженными.
«Игровые разминки (разрядки)»
Для смены мизансцен используются игровые разминки (разрядки).
Это могут быть знакомые вам физкультурные минутки, игры малой подвижности, а так же специальные игры, предложенные авторами социо-игровой технологии. Хорошо применять хороводные игры, которые незаслуженно исчезли из быта детских садов, оставшись традиционной частью детских утренников.
Вспомните, пожалуйста, в какие хороводные игры вы играете с детьми своей группы.
А теперь мы с вами проиграем специальные игровые разминки из социо-игровой технологии.
1. «Встань по пальцам»
Цель: развивает слаженные, скоординированные отношения в коллективе.
Инструкция: Встают около стульев и остаются стоять столько детей, сколько я покажу пальцев. Я отвернусь и покажу пальцы, сосчитаю до трех. Со словом «Замри!» я поворачиваюсь.
Игра проводится несколько раз. Самые сложные задания 1, 10 пальцев. Дети должны суметь договориться, кто останется стоять, а кто сядет.
2. «Руки-ноги»
Цель: развивается воображение,
Инструкция: Со словом «руки» ваши руки начинают двигаться; со словом «ноги» - двигаются ноги. Движения могут быть разнообразными, танцевальными, физические упражнения, просто встать и т. п.
«Игры творческого самоутверждения»
Особенностью этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности.
Не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность каждого ребенка, которая у всех поддается тренировке и развитию. Дети в этих заданиях получают возможность создать результаты этически привлекательные, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей.
«Аты-баты с характеристикой», «Выкуп фантов», «Детские стихи по ролям», «ДА и НЕТ не говорите», «Костюм -превращение», «Озвучивание иллюстраций», «По правде и понарошку», «Горшки», «Заданные слова», «Картина», «Живая буква» и другие.
Игра «Картина».
Участники делятся на малые группы по разрезным картинкам.
Это тоже игра- «Грибы и лукошки».На полу раскладываются фрагменты разрезанных картинок. Каждый выбирает фрагмент картинки- «грибок», и все вместе на столах- «лукошках» выкладывают картинку. Объединяется малая группа у «лукошка» с собранной картинкой.
В каждой выбирается лидер. В нашем случае роль лидера на себя взяли воспитатели нашего детского сада.
Каждая группа пишет картину на выбранную тему («Игровая площадка», «Огород», «Летний день»). Сначала группа словами, действиями, изображающими элементы картины (трава, солнышко, дождик и т. п.) обсуждает картину устно, а затем - на листе бумаги, выбирая изобразительные материалы, способы изображения, композицию картины и т. п. В группе дети договариваются, куда они поместят картину и для каких целей.
Заключительная часть. Рефлексия «Волшебный микрофон».
Ведущий берет в руки микрофон или волшебную палочку, или предмет, похожий на микрофон, поочередно передает участникам семинара и предлагает высказать свое мнение по поводу прошедшего мероприятия. Понравилось ли им, что нового они узнали для себя, хотели бы что-то из увиденного и услышанного применить в своей практике.