Татьяна Годжиева
Организация игровой деятельности дошкольников младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра развивает, обучает, вдохновляет. Игровая деятельность имеет важное значение в жизни детей, в воспитании и обучении, поэтому приходится искать пути, способные заинтересовать любого ребенка и вызвать у него желание принимать активное участие в процессе обучения.
В утренние часы привлекаю детей к настольно – дидактическим играм, они помогают развивать речь детей, мышление, сенсорные способности, любознательность. Хороводная игра помогает организовать детей к утренней гимнастике, создает эмоциональный настрой, а словесные и пальчиковые игры незаменимы в работе с интонационной выразительности речи, эмоциональности.
Публикация «Организация игровой деятельности дошкольников младшего возраста» размещена в разделах
На занятиях, которые проводятся в игровой форме, дети более активны: они путешествуют на поезде, самолете, корабле в сказочную страну, встречаются с героями сказок. Игры – путешествия, как известно, сплачивают детей, помогают им преодолеть неуверенность в себе, скованность, зажатость, почувствовать себя уверенными. Например: «Я буду вам рассказывать сказку, а вы поможете мне это сделать» (дети имитируют движения и мимику животных, помогают им преодолеть препятствия, построить для них, поискать где спрятано).
Играя с детьми, проводится воспитательная задача: соблюдение чистоты и порядка, правильного поведения в лесу, в общественных местах, бережное отношение к окружающему, воспитание внимания и доброты.
Привлекая детей к игре, использую разнообразные упражнения, превращая ребенка в лошадку, медведя, петушка и т. д. Оживляет ребенка, придает более эмоциональный, выразительный настрой, одевание масок или наряда сказочного героя.
Для организации детей, загадываю загадки, рассматриваем иллюстрации, считаем считалку, выбирая водящего, использую сюрпризные моменты. Мимические этюды помогают уточнить представления детей о внешних выражениях эмоций: «Бедный котик заболел», «Мишка косолапый», «Обезьянки», «Зеркало», «Дождик, лей, лей, лей» и т. д.
В дидактических играх и упражнениях включаю разнообразные игровые действия : кому брошу мяч, тот и отвечает; кто больше соберет, тот получит фишку; прошепчи ответ на Подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи и физического воспитания детей: использую игры с проговариванием текста и выполнением упражнений и движений, с речевым сопровождением; игры на развитие мелкой моторики пальцев рук с произнесением рифмованного текста: «Кулачки – ладошки», «Вышли пальчики гулять», «Вагончики поехали, поехали тук – тук – тук» и т. д. ; подвижные игры на развитие звукопроизношения: «Самолеты», «Поезд», «Шоферы», «Птички», «Пчелы», «Жуки» и т. д. ; на развитие ориентировки в пространстве: «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «Гуси – гуси», «Котята и щенята» и т. д. ; подвижные игры – превращения; игры на развитие выразительных движений; на расслабление, на развитие воображения; комплексные игры: «Уж ты котенька – коток…», «Лесные звери», «Самолетик – самолет»; общеразвивающие игры: «Вот как солнышко встает», «Покатился мячик мой», «Едем на машине», «Дорожка из обручей»; игры с прыжками: «Прыг – прыг, топ – топ», «Ловкие котята», «Допрыгни до игрушки»; игры, побуждающие детей к речевому общению со сверстниками: «Передай колокольчик», «Кукла пляшет», «Маша идет, Маша упала»; игры с картинками «Лото», «Домино», «Парные картинки». При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности, в частности, мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость.
В процессе работы использую игры с магнитом, которые выражают удивление детей; любопытство детей вызывает «волшебный мешочек».
Использую игры с водой ; игры с красками, которые направлены на развитие познавательной активности детей.
В сюжетно – ролевые игры детей увлекаю приходом игрового персонажа, желание ему помочь; часто приходится мне брать роль на себя: «заболеть» или «в парикмахерской делать прическу» и т. д. Так же дети очень любят музыкальные подвижные, хороводные игры, особенно, когда детей превращают в сказочного героя: листики, солнышко, снежинки и т. д.
Каждая игра или игровое упражнение направленны на решение разных задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование словарного запаса, грамматического строя речи, развитие связной речи, умение ориентироваться в окружающей обстановке, умение оценивать свои действия и поступки, развитие личностных характеров.
На протяжении рабочего времени создаю условия предметно – игровой среды. В групповой комнате имеются игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, направляющие ребенка к самостоятельной игре (куклы, машинки, конструкторы, фигурки людей и животных и т. д.). Периодически меняю зоны, выставляя новые игрушки на определенную тематику. Процесс обучения новому - это индивидуальный маршрут, который прокладывает каждый ребенок вместе со взрослым и сверстником, путь от актуального уровня развития (того, что он уже знает и умеет) к ближайшему уровню развития (тому, чему ребенку еще предстоит овладеть и научиться).