Кашина Наталья
Организации работы с родителями в рамках ранней помощи на этапе адаптации детей к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организации работы с родителями в рамках ранней помощи на этапе адаптации детей к условиям ДОУ.
Как известно, адаптация –это процесс привыкания человека к новым условиям обитания, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями к которым, каждый ребенок привыкает по-своему. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений это новое помещение, строгий режим дня, отсутствие родителей в течение определенного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. При адаптации важным становится то, в какие условия попадает малыш. Если домашний режим и детсадовские условия сильно отличаются, это может привести к неприятию ребенком ДОУ. Положительное отношение формируется только тогда, когда условия в обеих средах (в детском саду и дома будут максимально приближеные то есть режим питания, приблизительное меню, режим сна уже станут теми факторами, которые будут создавать ощущение у ребенка, что все в порядке. Важно, чтобы в период адаптации ребенка к ДОУ родители и воспитатели сотрудничали.
Публикация «Организации работы с родителями в рамках ранней помощи на этапе адаптации детей к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В рамках ранней помощи в работе с родителями в период адаптации ребёнка к детскому саду мы реализуем задачи: устанавливаем доверительные отношения, делаем родителей активными участниками педагогического процесса, помогаем родителям облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
Наш практический опыт показывает, что использование нетрадиционных форм работы с семьёй способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями.
Работа с родителями проводится в следующих формах:
• нетрадиционные родительские собрания, (Большое значение имеет первое родительское
Родительское собрание мы проводили в нетрадиционной игровой форме. Сначала провели игру знакомство для этого предлагалось родителям обвить красной лентой палец руки. при этом называя своё имя отчество и чьим родителем является После завершения знакомства красная лента была символически убрана в конверт на котором отмечена дата. Это символизировало неразрывную взаимосвязь воспитателей и родителей в жизни нашей группы. Конверт, в который заложили ленту, предложили вскрыть в день прощания с детским садом.
• индивидуальные беседы и др.
• консультации
• мастер-классы,
• участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
• организация совместной трудовой деятельности
• Анкетирование
В ходе этой работы у родителей есть возможность выяснить все интересующие их вопросы, связанные с адаптацией ребёнка к ДОУ,задать вопросы, либо предложить свои варианты их решения
Так же, как и во всех детских садах, у нас представлено наглядное оформление стендов, уголков.
Однако, учитывая тот фактор что дети во время адаптации плачут и тяжело расстаются с родителями, мы все понимаем, что в данных условиях стендовая информация,как правило читается не всеми родителями. В современном мире виртуальное общение в социальных сетях распространено повсеместно и наиболее доступно (в транспорте, в перерыве на работе, и т. д.) Поэтому нами создаются группы в социальных сетях. Из них родители не только получают информацию от воспитателей, а также имеется интерактивное общение между педагогом и родителем (вопрос-ответ, просмотр фото или видео своего ребёнка).
В рамках ранней помощи помогаем родителям облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, разъясняя им, что
перед тем, как идти в детский сад, родители должны спокойно и просто объяснить ребенку, что в детском саду он, как и все дети, останется без родных, а также пообещать непременно очень скоро его забрать.
Вечером, дома родителям следует договориться с ребенком о том, что завтра он побудет немного сам с воспитателем. Обязательно необходимо обосновать свое отсутствие «неотложными» делами. Если при первом же напоминании ребенок напрягается, лучше пока не рисковать, подождать некоторое время.
Первый день в детском саду не может продолжаться более 1,5-2 часов. В своей практике в первый день посещения детского сада мы предлагаем родителям не только познакомиться с группой, но и поиграть с ребёнком в игры с песком и водой. Так как данные игры оказывают успокаивающее и расслабляющее действие на детей. Такие игры имеют большие развивающие возможности.
С первых дней обращаем внимание родителей на то, что
Ребенок чувствует настроение родителей и также нервничает, если нервничают и переживают они. Поэтому мы предлагаем, родителям настроиться на позитивные мысли, на то, что все будет хорошо. Ребенок, не увидев тревожных, растерянных, или же и вовсе испуганных глаз родителей, и сам убедится, что все хорошо.
И объясняем родителем о такой особенности маленьких детей, как «заражение эмоциями» - заплакал один ребенок, и почти сразу начинают плакать еще двое-пятеро уязвимых, тех, кто находится в детском саду меньше времени.
Увеличиваем время пребывания ребенка дошкольного возраста в новом коллективе только ориентируясь на его хорошее эмоциональное состояние.
Мы также советуем родителям детей-новичков вечером дома обязательно отпраздновать радостное событие вступления в детский сад, рассказать всем домашним, как ребенок провел там время, с какими детьми там познакомился, в какие игры играл. Следует поделиться в ближайшем окружении положительными эмоциями о пребывании ребенка в детском саду.
Во время бесед рекомендуем не перегружать малышей посещением ДОУ, следить за появлением симптома усталости. Если такой синдром наблюдается, то в этом случае необходимо несколько дней приводить его в детский сад только на прогулку или удлинить выходные за счет хотя бы понедельника.
Обращаем внимание родителей на то что в период адаптации ребёнку требуется повышенное внимание. В этот период ребенок становится плаксив, просится на руки ко всем домашним, вроде проверяет, любят еще его родные или нет. Необходимо, быть очень внимательным к ребенку, обеспечить телесный контакт, поскольку тактильные ощущения: объятия, ласки действительно успокаивают ребенка.
Объясняем родителям, что во время адаптационного периода необходимо создать условия для спокойного отдыха ребенка дома. Всё время объяснять ребёнку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Снижаем риск заболевания ребенка-новичка
Как правило среди молодых родителей бытует мнение, что ребёнок который стал посещать детский сад сразу начинает болеть всеми болезнями и причиной тому–детский сад. Действительно большинство детей начинают болеть в период адаптации. Это связано со сменой среды, а эмоциональный шок, который переживает ребенок, резко снижает защитные силы организма. Часто болеть начинают именно те дети, которые не могут привыкнуть к изменениям в своей жизни, приспособиться к новым условиям, переживают сильный стресс из-за посещения детского сада. Именно стрессовая ситуация в период адаптации значительно ослабляет иммунную систему ребенка. Специалисты отмечают, что заболевания в период адаптации, в редких случаях действительно являются результатом инфицирования, в основном психосоматические, то есть они являются защитной реакцией на психологический дискомфорт, переживания ребенка.
Итак, в период адаптации к условиям дошкольного учебного заведения и родители ребенка, и работники детского сада должны обеспечить ребенку комфортное пребывание в детском саду. Грамотно выстроенная работа с родителями помогает иметь в лице родителей хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения.