Елена Гусева
Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников в процессе режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности
Для формирования детской самостоятельности мы выстраиваем образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
С целью поддержания детской инициативы мы регулярно создаем ситуации, в которых дошкольники учатся :
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
Публикация «Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников в процессе режимных моментов» размещена в разделах
• совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);
• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);
• планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;
• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
Особенности организации предметно-пространственной среды дли развития самостоятельности.
Среда в нашей группе вариативная, состоит из различных игровых зон (ИЗОуголок, «Хозяюшка», книжный уголок, магазин, уголок Ряженья, театрализованный уголок и др)., которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда иногда дополняется в соответствии с темой недели, интересами и проектами детей.
Создание условий для развития свободной игровой деятельности
Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом наша роль в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Мы можем выступать в их игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.
С целью развития игровой деятельности мы :
• создаем в течение дня условия для свободной игры детей;
• определяем игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдаем за играющими детьми, какие именно события дня отражаются в игре;
• отличаем детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководим игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагаем новые идеи или способы реализации детских идей).
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.
Игровая среда в нашей группе стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование достаточно разнообразно. Дети, а также их родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Родители пополнили игровую среду игрушками, принесё нными из дома: машинами, куклами, конструктором, пазлами, муляжами продуктов и т. п.
Создание условий дли развития познавательной деятельности
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Мы создаем ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность (то есть ситуации, требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти, они возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.
Для стимулирования детской познавательной активности мы:
• задаем детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
• регулярно предлагаем детям проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы, обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
• позволяем детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
• организуем обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
• помогаем детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
• помогаем организовать дискуссию.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
Среда в нашей группе достаточно насыщенна, предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержит современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, настольные игры, мозайки и пр.).
Создание условий для развития проектной деятельности
С целью развития проектной деятельности в группе мы создаваем открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Регулярно выделяем время для проектной деятельности, создаем условия для презентации проектов. С целью развития проектной деятельности мы :
• создаем проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию; стараемся быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагаем проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы; предлагаем детям самим выдвигать проектные решения;
• помогаем детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживаем их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
• помогаем детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
В настоящее время работаем над созданием проекта в рамках фестиваля «Путешествуем по России», наш маршрут Карелия. Совместно с родителями подбираем необходимые материалы и атрибуты, которые помогут детям познакомиться с национальными обычаями и достопримечательностями Карелии. Активное участие в подготовке проекта принимают музыкальный руководитель и логопед.
Создание условий для самовыражения средствами искусства
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, мы:
• планируем время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения, они очень любят рисовать на свободную тему, используя все виды художественных средств;
• создаем атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
• оказываем помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
• предлагаем такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел, задавая необходимые вопросы;
• поддерживаем детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
• организовываем выставки творческих работ, на которых дети могут представить свои работы.
Также мы заранее планируем самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данную неделю тему, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня. Стараемся «отталкиваться» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.
Так, например, в нашей группе была тема недели «Рождество, святки, колядки.». Что же мы сделали для организации самостоятельной деятельности детей :
• накануне в группе организовали выставку с использованием демонстрационного материала (иллюстраций).
• затем провели беседу с детьми, показали презентацию по выбранной теме.
После проведенной работы дети в ИЗОуголке, используя необходимый материал для художественного творчества, изготавливали самостоятельно ангелочка и рождественскую звезду. Большинство детей справились самостоятельно, лишь некоторым понадобилась помощь.
Во время прогулки познакомили детей с подвижными играми «Собери игрушки» и с русской народной игрой «Переливы», в которые дети играли потом самостоятельно.
В уголке «Хозяюшка», в сюжетно-ролевой игре «Кулинары», предложили детям испечь козюльки (после чтение художественной литературы, закличек и стихотворений про Коляду, используя предметы-заместители, что дети делали с большим удовольствием.
Наши родители активно участвуют в образовательном процессе детского сада : в формировании предметно-развивающей среды, организации праздников и досугов, в оформлении творческих выставок поделок и рисунков и т. д.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.
Образовательная среда в нашей группе обеспечена необходимыми материалами. Всегда в ИЗОуголке есть разнообразный материал для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумага для аппликаций и др.). Дети имеют возможность заниматься разными видами деятельности : рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, поделками из природных материалов, из пластилина и пр.
Создание условий для физического развития
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, мы:
• ежедневно предоставляем детям возможность активно двигаться, используя спортивное оборудование в группе и зале. Дети очень часто играют в спортивные соревнования, подвижные игры, самостоятельно регулируя правила игры.
• обучаем детей правилам безопасности, предварительно проводим короткий инструктаж;
• создаем доброжелательную атмосферу, способствующую проявлениям активности всех детей в двигательной сфере: например, в подвижной игре предлагаем главную роль менее активным детям;
• используем различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. Созданная среда и побуждает их к движению.
В дальнейшем планируем пополнить среду в физкультурном уголке нестандартным оборудованием, который изготовим вместе с детьми и родителями.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.
Среда стимулирует физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм.
Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе отводится большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми мы являемся равными партнерами, то в самостоятельной деятельности больше наблюдателями, учитывая накопленный опыт наших воспитанников.