Самохвалова Юлия
Организация досуговых форм взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Самохвалова Юлия Ивановна
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Нижегородской области ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Организации досуговых форм взаимодействия с родителями
Аннтотация. Статья посвящена рассмотрению досуговых форм взаимодействия детского сада как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения детей дошкольного возраста.
Ключевые слова. Досуговая форма, досуги, праздники, выставки, семейные походы.
Публикация «Организация досуговых форм взаимодействия с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Умение взрослыми создавать этот мир, легко и непринужденно погружать в него воспитанников остается актуальным в настоящий момент.
ФГОС ДОО предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, среди которых необходимым условием является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством организации разнообразных традиционных и инновационных форм.
Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований. С целью его реализации педагогические коллективы используют разные формы совместной, в том числе досуговой деятельности в триаде «педагоги – родители – дети». Когда педагоги и родители настроены на близкое творческое общение, между ними часто возникают новые формы сотворчества.
Все, что должен усвоить ребенок, проходит через уклад семьи и семейные взаимоотношения и ценности. Взрослея, человек формируется как личность, но процесс развития происходит в большей степени в семье. Именно через семью, через ее уклад передаются детям традиции, взгляды, обычаи. На детей влияет весь комплекс компонентов семейного уклада, и от влияния семейных взаимоотношений зависит вся дальнейшая судьба ребенка.
С позиции общения семьи и детского сада, взаимодействие подразумевает организацию такого воспитания, при котором воспитатели и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на воспитанников, то есть действия общие, обусловленные, связанные, и дополняющие друг друга.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Важно отметить, что от сотрудничества педагогов и родителей выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимают и налаживают взаимоотношения со своими детьми; а педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о детях, что позволяет им подобрать результативные средства обучения и воспитания.
Одним из эффективных средств сотрудничества педагогов с семьей являются досуговые формы работы. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Досуг, в исследованиях М. Б. Зацепиной, И. Ю. Исаевой, рассматривается как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения детей дошкольного возраста.
К досуговым формам относятся совместные досуги, праздники, выставки, семейные походы, которые имеют своей целью устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения; обеспечивать позитивные эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Рационально организованный досуг позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду социо-культурным локус-центром, сплачивающим родителей - единомышленников и педагогов.
К досуговым, ныне действующим, формам относятся, например, такие общие, объединяющие и детей, и взрослых праздники («Встреча Нового года», «Масленица», «Колядки», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник воинов Отечества», «Посиделки», «Праздник мам», «Сладкий час»). Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.
Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они выступают в роли непосредственных участников: участвуют в составлении сценария, читают стихотворения, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории и т. д.
Совместные спортивные праздники детей и взрослых вызывают азарт,
соперничество, радость победы, горечь поражений; пережитые совместно с
детьми, вызывают у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь,
поддержать. Чай, принес нный родителями в термосах, помогает снять усталость в заключение «Спортивной эстафеты».
-Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»
-Совместные походы и экскурсии.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
-Благотворительные акции.
Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «День дарения книги». Благодаря такой форме работы с родителями обновилась и пополнилась библиотека группы.
Также стали активно проводить в садах акции помощи многодетным семьям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Поможем чем можем» Здесь родители приносят игрушки, вещи, обувь, не только для детей, но и для взрослых. Что не востребовано в стенах детского сада, админ6истрация детского сада отвозит в благотворительные центры, храмы и др.
Наиболее эффективная форма сотрудничества педагогов с родителями – является деловое партнерство в рамках деятельности клуба «Семейный досуг» [16, с. 46].
Непосредственное общение через беседы и диспуты взрослых членов клуба позволяет родителям осознать педагогический потенциал содержательного семейного досуга в развитии современного ребенка, а также получить конкретные рекомендации по его организации в условиях семьи.
Таким образом, использование досуговой формы сотрудничества ДОУ и семьи помогает в выстраивании положительных и искренних отношений между участниками образовательного процесса, позволяет убедить взрослых в том, что их участие в жизни детского сада необходимо и нужно как для их ребенка, так для них самих.
Библиографический список
1. Лавренова Л. Е. Детские праздники в школе и дома. – СПб. : Паритет, 2006. – 160 с.
2. Левина И. Д., Опарина Н. А. Художественно-творческое развитие детей средствами народной культуры // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 3. – С. 62–65.
3. Опарина Н. А. Организация театрализованного досуга школьников : моногр. – 2-е изд., доп. – М. : Белый ветер, 2017. – 235 с.
4. Опарина Н. А., Кайтанджян М. Г. Организация зрелищно-игрового досуга детей // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сб. ст. Междунар. науч. -практ. конф. – Уфа, 2015. – Ч. 4. – С. 203–206.
5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
6. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.
7. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга : учеб. пособие. – М. : МГУКИ, 2008. – 272 с.
8. Черный Г. П. Торжественно, красиво, памятно: массовые школьные праздники и театрализованные представления: кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1989. –189 с.
9. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. – М. : Новая школа, 1997. - 336 с.