Галина Дудина
«Опыты с воздухом». Конспект занятия в средней группе
Опыты с воздухом
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи: обобщить ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.
Публикация «„Опыты с воздухом“, Конспект занятия в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Восп-ль: Ребята, а что находится вокруг нас? (столы, окна, стулья).
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
-Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
-Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный, невидимый)
-Для чего нам нужен воздух? (дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.
-А каким воздухом полезно дышать? (чистым.)
-А что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить за город и т. д.)
-А кому ещё нужен воздух? (рыбам, животным, растениям)
-Правильно, всему живому. Но если мы не видим воздух, может его и не существует? (Нет, существует, мы же дышим им)
-Я предлагаю нам не гадать, а проверить это с помощью опытов.
-Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. «Где спрятался воздух?» (целлофановые пакеты, зубочистки)
-Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
-Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
-Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
-Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.
-А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
-Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый.
-Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
-Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
-Что вы чувствуете? (шипение).
-Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. А как ещё можно почувствовать воздух?
Опыт 2. (листы бумаги, мячи)
-Возьмите лист бумаги, помашем им перед собой. Что вы почувствовали? (ветерок). Как возникает ветерок? (это движение воздуха).
-Ребята, так что же находится вокруг нас? (воздух).
Движение воздуха : качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта, вентилятор.
-В какой хорошо знакомой нам игрушке много воздуха?
-Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать.
Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным.
-Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
Опыт 3. (2 шарика)
-У меня есть 2 шарика. Вот они. ( 2 шарика: один надутый, другой сдутый). Один шарик весёлый, толстый, а второй худой и грустный.
-Ребята, как вы думаете, почему второй шарик такой худой и грустный? (в нём нет воздуха, он сдулся.)
-А что надо сделать, чтобы шарик опять стал толстым и весёлым? (надуть его.)
-Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? (воздух.) Откуда же берётся воздух? (мы его выдыхаем.) Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. (Дети вдыхают через нос, а выдыхают через рот.)
-Теперь подставьте ладошки ко рту, вдохнём и выдохнем. Что вы почувствовали? (движение воздуха.) Давайте надуем шарик, чтобы он были круглым и упругими. (надуваю шарик, зажимаю его пальцами.)
Опыт №4 : (шарик, таз с водой)
-Посмотрите, опускаю шарик отверстием вниз в тазик с водой и разжимаю пальцы, а другой рукой поддерживаю шарик. Вот так. Что появляется в воде? (пузыри) Откуда взялись пузыри? (из шарика выходит воздух) Откуда воздух появился в шарике? (мы его вдохнули) Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух.
-Для чего он нужен человеку? (чтобы дышать.)
-Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать)
-Ребята, кому нужен воздух, кто не может жить без него? (люди, животные, растения.).
-А мы видим воздух? (нет, не видим)
-Значит, какой воздух? (невидимый)
-А как вы думаете, воздух есть внутри нас? Давайте проверим.
Опыт №5 : (трубочки, стаканчики с водой)
-Посмотрите, беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит? (пузырьки появились)
-А теперь ребята, вы попробуйте, подуйте в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками)
-Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
-Ребята, что внутри нас? (воздух).
-Ребята, а хотите я вам фокус покажу? (восп-ль показывает пустой стакан)
- А как вы думаете, в стакане есть что-нибудь? (ничего нет, он пустой)
Опыт №6 : (пустой стакан, банка с водой)
-, ребята, опускаю медленно стакан в банку с водой. Вода попадает в стакан? (нет) Почему? Что мешает воде, что её не пускает? (в стакане находится воздух, он не пускает туда воду). А теперь, опускаю стакан в банку с водой, немного его наклонив. Что появляется в воде? (видны пузырьки) Откуда они появились? (воздух выходит из стакана).
Опыт №7 : (пустой стакан, банка с водой, бумажная салфетка, кусочек пластилина)
Давайте на дно стакана прикрепим сухую бумажную салфетку. Опустим стакан в воду. (салфетка сухая)
Вывод: Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
-Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). А когда бабушка печет сладкие булочки, вы слышите это?
Воздух действительно не имеет запаха. Сейчас проверим.
Опыт №8 : Опыт «Есть ли у воздуха запах?» (духи, корка апельсина)
-Дети, давайте проверим, есть ли у воздуха запах. Я предлагаю вам понюхать воздух (не пахнет ничем)
Воспитатель даёт понюхать детям духи. А сейчас, вы чувствуете какой-нибудь запах?-духами пахнет.
-Возьмём корку апельсина, помнём её. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином) Как вы думаете, это воздух пахнет или апельсиновая корка издает такой аромат? (запах идёт от апельсиновой корочки)
-Ребята, запах передаётся по воздуху. Ребята, воздух имеет запах? (нет)
-Как же мы чувствуем запахи? (они передаются воздухом, и мы их чувствуем)
Воспитатель: мы с вами можем сделать вывод, что воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.
-А как вы думаете, есть ли воздух в почве? Вы знаете, кто живёт в почве?
(червячки, мыши, кроты)
-Могут ли эти существа дышать под землёй?
Давайте проверим, есть ли воздух в почве.
Опыт №9 : (почва, ложка)
Для этого в стакан с водой мы добавим несколько ложечек почвы, что вы наблюдаете? (мы видим пузырьки воздуха)
-Какой мы сделаем вывод, ребята?
Вывод: в почве есть воздух.
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
– Он ведь нам не обходим!