Надежда Евгеньевна Зонова
Опыты и эксперименты в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Несложные опыты, знакомящие детей с природой.
Выступление на педсовете 11 февраля 2016.
Подготовила: Иликбаева Н. Е.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Публикация «Опыты и эксперименты в детском саду» размещена в разделах
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Цель исследовательской деятельности.
• Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Перед выполнением опытов-экспериментов важно повторить с детьми правила поведения.
По завершении проведения опыта результаты зафиксировать в виде карточек-схем и повторить результаты промежуточные, итоговые.
Младшая группа.
В младшей группе проводятся опыты с водой, снегом, песком. Можно предложить следующие опыты :
1. «Тонет, не тонет».
Цель: продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей, учить делать простейшие опыты.
Материалы: дерево, резиновая игрушка, металлический предмет, пластмассовый шар.
Вывод: материалы, которые легче воды – плавают: резиновая игрушка, дерево, пластмассовый шар; тяжелее – тонут: металлические предметы.
2. «Прозрачность воды. Окрашивание».
Цель: подвести детей о том, что вода прозрачная, а также о способности воды окрашиваться.
Материал: стакан прозрачный, крышка с гуашью.
Вывод: чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода – непрозрачная; вода может окрашиваться.
Также можно проводить опыты с таянием снега, рассмотреть и сравнить воду из-под крана и талую воду; а также способности песка намокать, изучать свойства мокрого песка.
Средняя группа.
3. «Тонет- не тонет».
Продолжаются проводиться опыты с водой с усложнением. Например, для опыта №1 можно взять апельсин, яйцо и погружать в таз с водой. Когда погружаем апельсин с кожурой, то она не тонет, а если почистить и убрать кожуру – утонет. Это связано с наличием воздуха в кожуре, которая помогает удержаться на поверхности.
Далее можно рассмотреть опыты с воздухом.
4. «Свойства воздуха».
Цель: изучить свойства воздуха: легче воды, невидимый, без вкуса, без запаха, без формы.
Материалы: таз с водой, стакан, салфетка.
При опускании в вертикальном положении салфетка сухая, так как воздух, находящийся в стакане не позволяет намочить салфетку; при наклонении пузырьки воздуха выходят, а его место занимает вода, салфетка намокает.
Вывод: воздух есть во всех предметах. Если, в предметах много пустот, которые заполнены легким воздухом, то они всплывают на поверхность.
5. «Способность воды растворять вещества».
Цель: опытным путем узнать, какие из веществ растворяются водой.
Материалы: соль, гречневая крупа, стаканы с водой.
Вывод: Соль растворилась, крупа – нет.
В качестве реагентов опыта можно рассмотреть сахар, соду, другие крупы.
Наряду с растворимостью можно рассмотреть и свойства этих веществ, например, сравнить муку и соду, сахар по внешним признакам. Можно использовать лупы и микроскопы.
Старшая, подготовительная группы.
В этих возрастных группах продолжаются опыты по изучению свойств воды, воздуха, а также вводятся опыты с магнитами. Рассмотрим примеры. Предлагаю выполнить этот опыт коллегам.
6. «Достань скрепку».
Формулируется условие: необходимо достать скрепку, находящуюся в стакане, не намочив руки и не используя дополнительные материалы, кроме того, что на столе.
Цель: изучение свойства магнита, способность притягивать металлические предметы.
Материалы: магнит, скрепка, стаканы с водой.
Вывод: металлические предметы притягиваются к магниту.
При изучении свойства магнита проводятся также опыты : способности неметаллических предметов не испытывать его притяжения – дерево, пластмасса, бумага, кожа, ткань.
7. «Как сделать мостик из бумаги?». Можно ли построить мост из бумаги?
Цель: продолжать закреплять свойства материалов – бумаги.
На дно кубика нужно положить лист бумаги и попытаться провести по бумажному мосту игрушку. Мост не выдерживает испытания. Далее, если сложить бумагу гармошкой, то бумага укрепиться. И снова уложить на кубики. Повторить испытание. На этот раз мост выдерживает.
Материалы: по два кубика, листок бумаги, игрушка.
Вывод: сложенная в несколько слоев бумага немного прочнее. Но в жизни из бумаги не делают мостов, это непрочный материал.
ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ задачи Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
1 Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
* развитие у детей представлений о химических свойствах веществ
- растворение различных веществ (мыло, мыльные пузыри) выделение веществ из неоднородной смеси путем фильтрования; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства бумаги (чернила)
* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях группирование по весу (легкий, тяжелый) магнетизм, трение, замерзание и таяние воды, теплота, звука
испарение, отражение и преломление света, электричество, сила тяготения, инерция
*развитие представлений о свойствах
воды, песка, глины, воздуха, камня
*развитие элементарных математических представлений
-
- о мерке – как способа измерения объема массы
* познакомить с одним из рельефов планеты: кратер, горы
-
- развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях (образование метеоритного кратера)
2 Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов
- увеличительное стекло (лупа) увеличительное стекло, микроскоп
3 Развитие у детей умственных способностей * развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
*формирование способов познания путем сенсорного анализа
4 Социально-личностное развитие каждого ребенка *развитие коммуникабельности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий