Мария Роденко
Опыты и эксперименты с водой для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебница вода
Вода, пар, лёд – одно и то же вещество![/h4]
Налить в блюдце немного воды и поставить на 2-3 часа в морозилку. Что получилось?
Поставить блюдце со льдом на стол. Через сколько времени в нём снова окажется вода? Что произойдёт со льдом – твёрдой водой?
Оставить блюдце с водой на подоконнике на 2-3 дня. Скоро ли она испарится?
Объяснение: вода, пар, лёд – одно и то же вещество, но только в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
2. Можно ли склеить бумагу водой?
Взять два листа бумаги, приложить их друг к другу и попробовать сдвинуть их в разные стороны. Получилось?
Публикация «Опыты и эксперименты с водой для дошкольников» размещена в разделах
Затем намочить листы бумаги водой, приложить их друг к другу, слегка прижать и попробовать сдвинуть их, один в одну сторону, другой в другую.
Объяснение: вода обладает «склеивающим» действием, поэтому бумагу можно склеить водой.
3. Можно ли ускорить испарение воды?
Намочить руки водой из-под крана и быстро-быстро помахать ими. Что чувствуют руки? Почему это происходит?
Объяснение: испарение воды можно ускорить, например, создавая движение воздуха. При этом частички воды испаряются быстрее, унося с собой больше тепла. Поэтому руки ощущают прохладу при взмахах руками.
Капельки - шарики[/h4]
Взять мелкий песок или муку, сбрызнуть водой. Образуются капельки – шарики.
Обрызгать из пульверизатора листья растения. Какие получились капельки?
Объяснение: частички собирают вокруг себя капельки воды и образуют одну большую капельку-шарик, а когда множество капелек воды попадает на лист растения, они, собираясь вместе, образуют большую каплю-шар или даже маленькую лужицу.
5. Сахар растворяется в воде.
Положить в стакан кусочек сахара и налить чай тоненькой струйкой, стараясь попадать только на сахар. Сахар постепенно будет размываться, а потом… исчезнет? Конечно, нет.
Зачерпнуть ложкой немного чая из стакана и ложку чая из чайника, попробовать и сравнить вкус. Что можно почувствовать, одинаковый ли на вкус чай?
Объяснение: сахар растворяется в воде и смешивается с ней, поэтому вода становится сладкой.
6. Соль растворяется в воде.
В стакан с водой насыпать одну столовую ложку соли и перемешать.
Что произошло? Соль «исчезла»? дать ребёнку попробовать немного воды. Какой стала вода?
Объяснение: соль не исчезла, она растворилась в воде, и вода стала солёной.
Соль выпаривается и кристаллизуется. [/h4]
В стакан с водой насыпать 2-3 ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать за поведением соли.
Через несколько дней на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.
Объяснение: вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках стакана.
8. Песок не растворяется.
Предложить ребёнку сравнить сахар и песок, узнать, что растворяется в воде, а что нет.
Размешать в одном стакане с водой ложку речного песка, а в другом ложку сахара. Дать отстояться.
Посмотреть, что произошло с песчинками и водой.
Объяснение: вода с речным песком стала мутной, грязной. Более тяжёлые песчинки опустились на дно, а мелкие плавают в воде, делая её мутной. Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила.
9. Трубочка-пипетка.
Взять два одинаковых стакана, один с водой, а другой – пустой. Опустить трубочку для коктейля в стакан с водой, зажать её сверху указательным пальцем и, не отрывая пальца, перенести её в пустой стакан. Убрать палец от трубочки, и из неё вытечет вода.
Проделав то же самое несколько раз, можно перенести всю воду из одного стакана в другой.
Плавающая рыбка. [/h4]
На картоне нарисовать и вырезать рыбку. Налить в таз воды. Окунуть зубочистку в жидкое мыло или растительное масло и поставить точку на хвостике рыбки.
Положить рыбку на воду так, чтобы хвостик оказался у края таза, в результате рыбка поплывет.
Для повтора эксперимента нужно помыть и высушить таз.
Объяснение: капелька масла растекается по воде, её частички отталкиваются от частичек воды, и в результате рыбка плывёт.
11. Плавающее яйцо.
Литровую банку наполовину наполнить водой. Ложкой осторожно опустить в неё сырое яйцо и убрать ложку. Как поведёт себя яйцо?
Аккуратно вытащить яйцо. Насыпать в ту же банку с водой полчашки (125 мл) соли и размешать ложкой. Затем опустить яйцо в воду. Как теперь ведёт себя яйцо?
Объяснение: яйцо тонет в чистой воде, потому что оно тяжелее воды. Добавляя соль в воду, мы повышаем её плотность, и поэтому яйцо плавает в ней.
12. Поющие бутылки. Высокие и низкие звуки.
Заполнить водой 3 одинаковые бутылки до половины, а затем перелить половину воды из одной в другую. Поднести бутылку к губам, подуть поверх горлышка, чтобы услышать поющий звук. Подуть над другими бутылками, одинаково ли они поют?
Расположить бутылки в порядке высоты звука.
Объяснение: выдыхаемый воздух над бутылкой заставляет вибрировать воздух внутри неё. Высота звука зависит от количества воздуха внутри бутылки.
13. Радужная бумага.
Глубокую миску наполовину наполнить водой. Аккуратно капнуть каплю прозрачного лака для ногтей, лак растечётся по поверхности воды.
Погрузить в воду кусочек чёрной двухсторонней бумаги, вынуть его и просушить. На сухой бумаге можно увидеть радужные разводы.
Объяснение: лак образует на поверхности воды тонкую плёнку. Плёнка обволакивает бумагу, и свет, попадая на неё, отражается, образуя радужный узор.
14. Распускающиеся цветы.
Нарисовать и вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутить лепестки к центру цветка.
Налить в таз воду и опустить на неё цветочки. Они начнут расправлять лепесточки и распускаться.
Объяснение: при контакте с водой бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки цветка начинают распускаться.
15. Не выливающаяся вода.
Налить до краёв в стакан воды. Положить сверху открытку или квадрат из плотного картона. Прижимая открытку к стакану рукой, перевернуть его вверх дном над раковиной.
Убрать руку. Что произошло?
Объяснение: открытка не падает, и вода не выливается, потому что воздух, находящийся в стакане, давит на неё снизу и прижимает её к краю стакана. Вода выльется, если открытку сдвинуть.
16. Невидимые чернила.
Выдавить сок из половинки лимона в чашку, добавить такое же количество воды. Обмакнуть ватную палочку в приготовленный раствор. Написать ей что-нибудь на листе бумаги.
Когда надпись высохнет, нагреть бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.
17.
Прыгающие зёрнышки.
В стакан налить газированную воду и опустить 6 зёрнышек риса.
Подождать несколько секунд и понаблюдать сквозь стакан, как зёрнышки начнут прыгать.
Объяснение: рис чуть тяжелее воды, когда он попадает в стакан, начинает опускаться. Пузырьки газа садятся на него и поднимают вверх. На поверхности пузырьки лопаются, и газ улетучивается. Отяжелевший рис вновь опускается вниз. Он будет опускаться, и подниматься, пока вода не «выдохнется».