Ксения Соловьёва
Опыты и эксперименты для средней группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Опыты и эксперименты для средней группы детского сада
СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить найти свое отражение, вспомнить, где еще они могут его увидеть.
Вывод: В воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»
Публикация «Опыты и эксперименты для средней группы детского сада» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Ход: Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный» : предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать опыт : в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.
ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ,
Цель: показать, что металл тонет в воде, а дерево нет.
Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку.
Проверить гипотезу, опустив объекты в воду.
Вывод: металл тонет в воде, а дерево нет.
ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Ход:
1. Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни.
2. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой.
3. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: Вода дает жизнь живому.
Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке
в средней группе детского сада
Опыт «Свойства мокрого песка».
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Ход опыта : Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.
Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта : В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая, полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Опыт «Свойства песка».
Ход опыта : Воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
В солнечный день воспитатель предлагает детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая, полить землю (как будто прошел дождь, опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Опыт «Свойства мокрого песка».
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Ход опыта : Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод. Вывод: мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
Опыт «Движение воздуха».
Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Опыт «Бумажные кораблики».
Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде. Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивает, почему кораблики намокают.
Опыт «Свойство солнечных лучей».
В группе вместе с детьми выстирать кукольное белье, дать потрогать, какое оно мокрое, тяжелое. На прогулке выстиранное белье повесить на солнышко сушится. Понаблюдать, что произойдет. Белье высохнет, станет легким и сухим.
Вывод: на солнце и ветерке белье сохнет.
Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Ход опыта : Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед - это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.
Опыт со льдом.
Цели: познакомить со свойствами льда (лед тонкий и хрупкий); рассмотреть кусочки льда (разбить лед лопаткой); наблюдать за таянием снега и льда (лед и снег от тепла тают).
Опыт «Первые заморозки».
Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Ход опыта : В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней.
Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.
Опыт «Защитные свойства снега».
Цель: познакомить со свойствами снега. Поместите баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко |в снег.
Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Выводы: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.
Опыт «Таяние снега».
Цель: знакомство со свойствами снега.
Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Опыт.
Цель: знакомство со свойствами снега.
Вместе с детьми на прогулке набрать снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется, вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Опыт «Лед - твердая вода».
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Взять сосульки в группу. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутка времени. Вывод: лед, снег -это тоже вода.
Опыт «Свойства солнечных лучей».
Цель: познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать предметы.
Предложить детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить детей, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить детям подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Опыт со льдом.
Цель: познакомить со свойствами льда.
Разбейте лед лопаткой и рассмотрите кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Положите на ладошку кусочек льда и понаблюдайте за его таянием.
Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять.
Опыт «Таяние снега».
Цель: знакомство со свойствами снега.
Ход опыта : Набрать на прогулке снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание на то, что вода грязная.
Вывод: снег пол действием температуры тает, превращаясь в воду.
Опыт «Что в пакете?».
Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.
Ход опыта : Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства - прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия - вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух - невидим, невесом.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта : В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая, полить землю (как будто прошел дождь, предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность -она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Опыт «Движение воздуха».
Цель: показать, что воздух можно почувствовать.
Ход опыта : Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Опыт «Вода не имеет формы».
Цель: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью.
Материал: вода, стакан, блюдце, банка, трубочка.
Ход опыта : На опыте показать, что вода принимает форму того сосуда, в который она налита. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.
Опыт «Песчаный конус».
Цель: показать свойство песка - сыпучесть.
Материал: песок.
Ход опыта : Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой, так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: свойство песка - сыпучесть.
Опыт «Веселые кораблики» (плавучесть предметов).
Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.
Ход опыта : Воспитатель вместе с детьми опускает в воду кораблики, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие тонут, а какие остаются плавать.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Опыт «Свойства мокрого песка».
Цель: продемонстрировать свойства песка.
Ход опыта : Вместе с детьми засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получится. Посыпать струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции. Сделать вывод.
Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой на ладонь, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрые песчинки слипаются друг с другом.
Опыт «Бумажные кораблики».
Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде.
Ход опыта : Воспитатель делает детям бумажные кораблики, дает потрогать, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивает, почему кораблики намокают.
Опыт «Солнце высушивает предметы».
Цель: Выявить способность солнца нагревать предметы.
Материал: кукольная одежда, мяч, лейка.
Ход опыта : Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: солнце прогревает предметы.
Опытно-экспериментальная деятельность «Веселые кораблики» (Плавучесть предметов).
Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.
Ход опыта : Воспитатель наливает в таз воду и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Пробки, крышки, деревянный и металлический конструктор, пластмассовые детали, стеклянные бутылочки. Наблюдают, какие тонут, а какие остаются плавать. Устроить соревнование, чей кораблик быстрее доберется до другого берега. Дети дуют на свой кораблик, подгоняя его «ветром» к берегу.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства песка» (делаем дорожки и узоры из песка).
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка.
Ход опыта : Воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Дети сами должны сделать вывод, что мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Опытно-экспериментальная деятельность «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта : Предложить детям полить землю водой (как будто прошел дождь). Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Опытно-экспериментальная деятельность «Что будет, если огород не пропалывать?».
Цель опыта : экспериментальным путем показать роль прополки для будущего урожая.
Ход опыта : Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве.
Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.
Опыт «Почему на тропинках не растут растения».
Ход опыта : Обратить внимание на то, что на тропинках не растут растения. При помощи палочек попробовать плотность земли. Она плотная, а за пределами тропинки намного мягче. Растению легко прорасти в мягкой земле, тогда как на тропинке они не могут пробить землю, а если и смогут, то их все равно затопчут.
Опыт «Потребность растений в воде».
Цель: показать детям важность воды для жизни и роста растения.
Материал: два цветка, вазочка с водой.
Ход опыта : Из букета выбирается один цветок и оставляется без воды. Через некоторое время сравнить цветок без воды и цветы в вазе. Чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
Опыт «Передача солнечного «зайчика».
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
Ход опыта : В солнечный день дети рассматривают солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поставить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Дети на опыте убеждаются в правильность слов воспитателя.
Опыт «Радуга».
Цели: познакомить с явлением «радуга».
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход опыта:
Воспитатель. Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу сейчас?
Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене спектр.
Воспитатель. На что похоже слово «радуга». Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, то есть полукруг.
Приметы: радуга после дождя стоит долго - к ненастью; радуга после дождя быстро пропадает - к ясной погоде; в августе дуб желудями богат - к урожаю; много желудей на дубу -к теплой зиме.