Елена Серебрякова
Опытно — экспериментальная деятельность в старшей группе «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«Волшебная соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
-Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
-Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Публикация «Опытно — экспериментальная деятельность в старшей группе „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Предварительная работа: рассматривание картинок и презентаций. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Рассматривание соли
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла (на каждого ребёнка, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.
Ход занятия:
Звучит музыка и в группу влетает Баба Яга. Здравствуйте, детишечки и взрослые, пролетаю я мимо сада, и вижу, гости к детям пришли, а меня не пригласили. Как же так, сиди Ягусенька в лесу, а я тоже хочу участвовать в общественной жизни. И за это я вас всех заколдую, а может быть и съем.
Нет, бабушка, не нужно нас есть, мы исправимся. Ну хорошо, у меня нет времени сейчас, тороплюсь в салон красоты, а вам оставлю свою волшебную книгу с заданиями, которые вы должны выполнить, если справитесь, колдовать вас не стану, а если нет…Ну все, я полетела.
Баба Яга дала корзинку, а в ней главная ее колдовская книга. Ну что ж давайте ее поскорее откроем. И здесь загадка, правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. Вы знаете, с солью можно проводить эксперименты и опыты, а для этого нам нужно отправиться в научную лабораторию и стать учеными. В лаборатории существуют правила поведения, послушайте их: не шуметь, одеть передники, чтобы не испачкаться, внимательно слушать задание, работать аккуратно.
Отправляемся в нашу лабораторию для проведения опытов.
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать,
Наша наблюдательность.
Опыт №1
Перед вами тарелочка с солью и ложки, вам нужно взять ложкой соль и насыпать в свои тарелочки. Что вы сделали (насыпали, правильно ребята, вы насыпали, значит соль какая сыпучая.
Опыт № 2
Ребята, возьмите сухие ложки и надавите на соль сухой ложкой, что мы услышали? Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день. Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль ее кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст. Хрустит.
Опыт №3
Перед вами стоят 2 стакана с водой, потрогайте стаканы (в одном вода теплая, во втором холодная). Возьмите по ложке соли и насыпьте сначала в стакан с холодной водой, а затем с теплой. Размешайте воду, что произошло с солью? Правильно, она растворилась, в каком стакане соль растворилась быстрее, в какой воде теплой или холодной? Что с солью произошло, растворилась, она имеет свойство растворяться.
Опыт №4
Давайте попробуем воду с растворенной солью на вкус, какая она. Соленая, значит, соль имеет вкус.
Опыт №5
Возьмем в ложку соль и понюхаем ее, она пахнет, нет. Значит, соль не имеет запаха.
Физкультминутка
Соли в речку брошу я, идут шеренгой
Море выйдет у меня. показывают «круг»
Чайки в небе закричат, «летают»
Черепахи зашуршат. «ползают»
И весёлые дельфины
Из воды покажут спины. «плавают»
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит. «руки вверх»
Соли в речку брошу я, идут шеренгой
Выйдет море у меня. показывают «круг»
Только где бы по пути
Столько соли мне найти? разводят руками.
Опыт №6
У нас на столе 2 стакана с водой, в одном вода, а в другом мы растворили соль. На тарелке 2 яйца, опустим одно в стакан с водой, а второе в стакан с растворенной солью. Что мы с вами видим? В первом стакане яйцо утонуло, а во втором плавает на поверхности. Когда мы насыпаем соль в воду, увеличивается ее плотность, и поэтому яйцо не тонет, а в стакане с простой водой оно опускается на дно. Ребята в морях и океанах тоже соленая вода, поэтому люди плавают, морские животные, они не тонут. Увеличивает плотность воды.
Опыт№7
Возьмем на ложке немного воды и капнем в тарелку с солью, посмотрите, что произошло. Соль впитала в себя воду, а почему она не растворилась как в стакане с водой? Потому что соли много, а воды мало. Соль впитывает влагу.
Опыт№8
Баба Яга рассыпала свои пуговицы, и они заморозились в воде, оказались в кусочках льда. Детки, что нужно сделать, чтобы собрать пуговицы? Налить горячей воды, взять в руки, в теплых руках лед тает, подышать на лед, а можно посыпать солью и лед растворится. Вы знаете, что зимою дорожки посыпают солью, чтобы лед растворился и не было скользко. Значит, соль растворяет лед, он тает.
Молодцы ребятки, давайте мы с вами отдохнем, эксперименты дело не простое, становитесь в круг.
Физкультминутка
1,2,3,4,5 будем весело шагать
Наклонили правы бок,
Наклонили левый бок,
А теперь поднимем руки,
И дотянемся до тучи.
1,2,3,4,5 будем дальше продолжать.
Ребята соль удивительное вещество, ее часто называют «Волшебница соль», как вы думаете почему? Соль широко применяется в нашей жизни, кроме того, что соль используют при приготовлении пищи, ее еще используют в медицине (полощут горло, промывают нос при насморке, делают примочки при укусах насекомых, при зубной боли, при боли в коленях. С помощью соли чистят посуду.
Давайте мы с вами вспомним, что мы узнали об этом удивительном веществе – соли.
Свойства соли это сыпучесть, давайте найдем картинку и прикрепим ее на мольберт. Растворимость.
Имеет вкус.
Не имеет запаха.
Хрустит.
Увеличивает плотность воды.
Впитывает влагу.
Растворяет лед.
Сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Проверим, что мы делали по этому изображению, все правильно.
Я посмотрю в корзинку, здесь оказался еще один красивый мешочек, что в нем может быть. Вы хотите узнать, сейчас узнаем, здесь письмо от Бабы Яги: «Ребята, вы молодцы справились со всеми заданиями и помогли своему воспитателю. За это вам от меня подарки».
Детки, вам понравилось, как мы с вами проводили исследования – опыты? Вы, молодцы, были настоящими учеными, и наверное немного устали. Сядем в круг и отдохнем.
Рефлексия: включается звуки леса или пение птиц.
Дети закрывают глаза. Если есть возможность можно положить на пол, если нет, то сидя на полу (представьте что вы в осеннем лесу….).
Воспитатель: Молодцы, а сейчас вспомним, чем мы с вами занимались?
-Чем вы занимались?
-Что было вам трудно?
-А что было легко?
-Что нового узнали? Чему научились?
-Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам предлагаю, продолжить опыты, мы оставим стакан с соляным раствором, в нем находится веревочка, нам нужно поставить его на окно, где часто бывает солнышко и немного подождать и понаблюдать, что произойдет когда вся вода испарится!
Скажем нашим гостям спасибо и до свидания!